Путь нидерландско-иранского режиссера Каве Модири на Международном кинофестивале в Роттердаме с проектом «Митра» начался еще в 2018 году. Тогда, на 35-м рынке CineMart, фильм Модири оказался в числе четырех победителей и получил премию Eurimages Co-Production Development в размере 20 000 евро. На смотре этого года в рамках секции Limelight состоялась мировая премьера мрачной драмы о материнстве.
Недавно Каве Модири издал автобиографический роман «Митра», в основу которого легла история казненной в Иране в 1981 году сводной сестры автора. В фильме события разворачиваются в двух временных и пространственных плоскостях: в голландском Арнеме 2019-го и в иранском Тегеране 1982-го. Повествование строится вокруг Халы (Жасмин Табатабай). Героиня вынуждена бежать из Ирана после казни дочери Митры во время Исламской революции. Хале удалось построить в Нидерландах успешную академическую карьеру. Однако прошлое врывается в мирные будни. Хала узнает, что недавно в Нидерландах появилась предавшая ее дочь женщина Лейла (Шабнам Толуи), которая теперь сама стала матерью. Растревоженная рана Халы требует ответа: действительно ли рядом та самая Лейла или это лишь ошибки мозаики памяти? С помощью своего брата Мохсена (Мохсен Намджу) Хала пытается узнать правду.
В линейное повествование постоянно врываются флэшбэки главной героини. Дрейф по волнам памяти усиливается благодаря удачной цветокоррекции и операторской работе Даана Ньивенхейса. Ручная камера сменяет статичную, создавая внутрикадровую динамику, сверхкрупные планы виртуозно передают эмоциональное напряжение героев, а наплывы позволяют воспоминаниям раствориться в настоящем. Выведенный на цветокоррекции контраст подчеркивает песочно-голубую палитру Ирана и дождливые серые краски Нидерландов.
«Митра» — это пронзительный портрет матери, оказавшейся в невероятно сложной ситуации. Драма Модири является очень актуальным политическим высказыванием, в котором подняты темы возмездия, вины и примирения с очень глубокой личной потерей. Модири переосмысляет архетипический сюжет силы любви матери к дочери, идущий от мифа о Деметре и Персефоне. Открытый финал оставляет зрителю возможность ответить на вопрос о том, как люди переживают боль и страдания.