АЛЬБИНА АХАТОВА | 25 АПРЕЛЯ 2022

ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В РИМ

Репрезентация Вечного города в фильмах Федерико Феллини

ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В РИМ

АЛЬБИНА АХАТОВА | 25.04.2022
Репрезентация Вечного города в фильмах Федерико Феллини
ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В РИМ
АЛЬБИНА АХАТОВА | 25.04.2022
Репрезентация Вечного города в фильмах Федерико Феллини
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Рим — важный город как в жизни итальянского режиссера, так и в его фильмах. Сам Федерико родился и вырос не в Риме, но в городе с созвучным названием — Римини. Теперь там есть аэропорт имени Феллини. Федерико приехал в Рим работать в 1938 году, когда ему исполнилось 18 лет. Сначала будущий великий режиссер жил в комнатах у вокзала, зарабатывал карикатурами, общался с ворами и проститутками и был очень худым. Прошло 14 лет, прежде чем Феллини взялся за съемку полнометражного фильма. Впечатления и опыт первых лет жизни в Риме и становление карьеры и стали основой для его следующих фильмов — как детали жизни Феллини разбросаны по Риму, так же они разбросаны по его картинам.
«Белый шейх» / 1952

«БЕЛЫЙ ШЕЙХ»

Дебютная работа кажется рифмующейся с чувствами и впечатлениями самого режиссера от Рима. Зритель встречает главных героев — молодоженов Ивана и Ванду Кавалли — на вокзале Термини, куда впервые в Риме прибыл сам Феллини. Кадр наполнен планами достопримечательностей, как в фотоаппарате у человека, приехавшего в новый город. Список посещений супругов тоже составляет обязательный чек-лист туриста. И, наконец, первое слово, которое произносит Феллини устами своего героя впервые в мире кино, — это восторженный, негромкий выдох «Рим».

Что есть Рим для Феллини в его первой картине? Медовый месяц, достопримечательности, кино, мечты, знаменитости. Все как в отпуске или в начале эмиграции. Восприятие Рима показывается глазами Ванды; ее муж уже не впервые здесь, тут живут его влиятельные и многочисленные родственники, ему есть, с чего начать здесь карьеру, да и судя по внешности, Ивану уже не так мало лет, как его жене в исполнении двадцатилетней Брунеллы Бово, снимающейся в третьем фильме за свою карьеру. Широко распахнутые глаза, волнение и детская радость охватывают в начале фильма Ванду, тайно сбежавшую искать звезду Фернандо Риволи, играющего Белого шейха в популярном фотокомиксе, чтобы потом погаснуть в разочаровании, расстройстве и чувстве вины: все так, когда неопытных молодых людей из провинции соблазняют искушения больших городов.

Но это не только трагикомедия о девушке, чей любимый актер оказался не таким, кем представлялся, еще этот фильм — про киноиндустрию, очарование которой могло поникнуть для самого Феллини. Но розовые очки важно снять, что делает и Ванда, и найти своего настоящего «белого шейха» через разочарования и препятствия. Поэтому в первой картине Феллини есть еще одна важная деталь: в этом Риме появляется проститутка Кабирия, о которой Феллини потом снимет «спин-офф» — «Ночи Кабирии», собравший кучу наград, в том числе и самые престижные: премию «Оскар» и Золотую пальмовую ветвь Джульетте Мазине, исполнительнице главной роли.

«НОЧИ КАБИРИИ»

Грустная и комичная история проститутки Кабирии, которую по-настоящему зовут Мария, снятая через пять лет после «Белого шейха», все еще транслирует настроение первого фильма Феллини — наивность главной героини, расхождение ожиданий и реальности — но уже в более пессимистичных тонах и с большей драмой. Рим здесь уже не волшебный город, в котором сбываются мечты. Этот город может надоесть своей несправедливостью — чтобы Кабирия крикнула, как она хочет отсюда уехать, потому что Рим ассоциируется с ее работой и вообще несчастьями, которые преследуют девушку с детства. И этот же город вдыхает новую жизнь своим карнавалом, цирком, концертом.

«Ночи Кабирии» показывают жизнь низших слоев населения Рима: в кадре — проститутки, гуляки, бездомные и нет ни одной достопримечательности, только полугородские-полудеревенские окраины Рима, бездомные жители пещер. Потом Феллини покажет богемный Рим, прямо противоположный тому, что зритель видит в «Ночах Кабирии», но уже в «Сладкой жизни», фильме 1960 года, признанном вершиной творчества режиссера.
«Сладкая жизнь» / 1960

«СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ»

В центре картины — жизнь римской богемы. Главный герой в исполнении Марчелло Мастрояни — журналист, который вращается в ней как по долгу службы, так и по кругу общения. А его друг — фотограф Папараццо, давший прозвище назойливым фотографам, снимающим звезд. Мгновения жизни и приключения героев показаны такими же фрагментарными мазками, как и в «Ночах Кабирии», которые, по задумке Феллини, нужно ловить и смаковать.

В «Сладкой жизни» Рим показан со всех сторон: это фонтан Треви, одна из главных туристических достопримечательностей Вечного города, и окраины с однотипными панельными домами; роскошные актрисы и добродетельный Ватикан; древние, как профессии журналиста, проститутки и античные развалины. А еще нельзя не упомянуть первую сцену фильма — панорамный вид Рима с высоты полета вертолета, на котором везут статую Христа.

Рим — это сладкая жизнь, полная увеселений и удовольствий, как и для тех, кто прожигает жизнь в ресторанах в центре Рима, так и для тех, кто живет на окраине. Прямо как в «Сатириконе», который с этой точки зрения очень перекликается со «Сладкой жизнью», разве что разворачивается на пару тысяч лет раньше.

«САТИРИКОН»

Фильм по мотивам одноименного романа Петрония заказали продюсеры у Феллини, а тот согласился его снять в обмен на то, что поставит его сам. Ситуация такая же, как в современном кино: например, Тайка Вайтити в перерыве между авторскими фильмами берется делать массовый блокбастер из вселенной «Марвел», чтобы у него была возможность дальше снимать своих «Реальных упырей» или «Кролика ДжоДжо».
Сюжет «Сатирикона» в фильме сильно изменился, от романа остался только мотив: двое юношей скитаются по Италии в поисках общего любовника, а по пути им встречаются разные чудеса и ужасы, соединяющие античную мифологию и историческую реальность — гермафродит, Минотавр, бог Мом. При этом Феллини активно использует прием вставных рассказов, в которых эти существа появляются прежде на словах. Древний Рим в «Сатириконе» выглядит в точности так, как в работах археологов. Только если большинство фильмов стремится запечатлеть его величественную часть в лице императоров, золота и гладиаторов, то в «Сатириконе» Древний Рим представляют вакханалии, оргии, проститутки, гомосексуальность, бани. Также Феллини отдает дань античному театру: открывающая сцена сливается с театральным представлением в начале фильма настолько, что сложно различить постановку и реальность.

Эротизм картины отвечает событиям 1968 года, в который он выходит — в мире бунтуют студенты, требующие сексуальной свободы и рифмующиеся с главными героями картины. Возможно, по этой причине «Сатирикон» не провалился в прокате, как того опасалась съемочная команда.
«Сатирикон» / 1969

«РИМ ФЕЛЛИНИ»

Этим фильмом режиссер ответил на вопрос о том, что для него означает Рим. В картине собрались зарисовки из жизни города в разные годы и, соответственно, разные возраста самого Феллини. «Рим» включают в автобиографическую трилогию режиссера наряду с «Амакордом» и «Голосом Луны». Он похож на документальный альманах, так как здесь нет структуры сюжетной или исторической. Можно даже назвать его предшественником формата «Город N, я люблю тебя», ставшего популярным и уже собравшего истории любви в Нью-Йорке, Париже, Берлине, Лондоне.

Сам Феллини говорил, что стремился познать, разгадать и запечатлеть свой Рим, однако признавался в конце жизни, что у него это так и не получилось. Однако как и всякий большой город, итальянская столица стремительно меняется даже за короткое время. Поэтому Рим Феллини можно найти на студии «Чинечитта», где работает мемориальный музей режиссера.
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda