На самом деле романтические комедии двухтысячных годов очень разные. Они обращались не только к романтике, но также рассматривали другие, не менее важные темы.
Вот лишь несколько примеров.
«Моя большая греческая свадьба» презентует греческую культуру и показывает, как сложно порой бывает принять выбор своих детей. Напротив, «Как отделаться от парня за 10 дней» — стереотипная мелодрама, в которой нашлось место абсурдистскому юмору и харизматичным героям. «Амели» — нестандартный ромком. Однако постановка Жан-Пьера Жене тоже говорит о любви, используя для этого юмор — это одна из главных и самых красивых киносказок первого десятилетия XX века.
Полнометражный режиссерский дебют Джадда Апатоу «Сорокалетний девственник» — удивительный сплав сентиментальности и непристойности. «К черту любовь» — профеминистский, легкомысленный фильм о любви, которая начиналась с ненависти. «Дневник Бриджит Джонс» — рифмующаяся с произведениями Джейн Остин сенсация 2001 года.
Удивительно, но многие актеры, которых мы помним по ролям в романтических комедиях, со временем предпочли драмы, триллеры и фантастику. Такой выбор сделали Сандра Буллок («Невидимая сторона», «Гравитация», «Птичий короб»), Том Хэнкс («Облачный атлас», «Капитан Филлипс», «Чудо на Гудзоне»), Рене Зеллвегер («Нокдаун», «Мисс Поттер», «Джуди»), Колин Ферт («Король говорит!», «Kingsman: Секретная служба», «Гонка века»), Бен Стиллер («Невероятная жизнь Уолтера Митти», «Пока мы молоды») и, конечно же, Мэттью МакКонахи («Далласский клуб покупателей», «Интерстеллар», сериал «Настоящий детектив», «Джентльмены»), проделавший впечатляющий путь из звезды непритязательных романтических комедий в серьезного драматического актера.
Именитые актеры перестали сниматься в ромкомах, потому что это стало невыгодно. Если раньше роли в подобных лентах могли обеспечить солидной фанбазой, деньгами и, как следствие, дальнейшими предложениями, то теперь участие в романтических комедиях практически стало синонимом слова «неудача».
Энн Флэтчер, Дональд Питри, Нэнси Майерс и другие вместо того, чтобы обратиться к представителям обоих полов и всех возрастов, будто бы нарочно сделали свои произведения нишевыми. Постановки вроде «Лицензии на брак», «27 свадеб» или «Войны невест» были нацелены исключительно на женскую аудиторию.
Напротив, слог уже упомянутого «Сорокалетнего девственника» и «Немножко беременной» был намного более грубым. Важное отличие этих фильмов от других романтических лент того времени состояло в том, что они обращались в том числе к мужской аудитории и уделяли значительное внимание бромансу.
Ближайший «женский» аналог лент Апатоу — вышедший уже в новом десятилетии «Девичник в Вегасе» (в оригинале — «Подружки невесты»). Картина Пола Фига отвечала запросу публики — это была история женщины среднего возраста, которая не пыталась найти любовь всей жизни, но решала вполне обычные проблемы: пыталась стабилизировать отношения с матерью и удержать внимание лучшей подруги.
«Девичник в Вегасе» появился на стыке десятилетий, но в гораздо большей степени отвечал запросам десятых — на первый план был выведен женский персонаж. Во вроде бы несерьезном фильме были показаны вполне серьезные проблемы: страхи, сомнения и желания половозрелой женщины. В ромкомах нулевых, напротив, в центре сюжета был помещен мужчина, тогда как женщины выступали исключительно на вторых ролях.
Но были в нулевые и другие, нестандартные жанровые постановки, инди-романтические комедии: «Влюбись в меня, если осмелишься», «Ангел-А», «Персонаж»,"Люблю тебя, чувак" .
Это картины по-особенному смотрели на привычные каждому из нас вопросы — проблемы одиночества, самоосознания и самоопределения, нехватки любви, поиски своего места в мире подавались в них сквозь призму восприятия героя-изгоя, непонятного никем, имеющим, как правило, тонкую душевную организацию, эмпатийного и по-своему обаятельного.
Такие фильмы-исключения могут встретиться в любое десятилетие. Обычно это авторские произведения, рискованные, не рассчитанные на массовую аудиторию.