геннадий гусев | 28 ФЕВРАЛЯ 2022

РОМКОМЫ НУЛЕВЫХ: ОПЫТ ПРОСМОТРА

Появление, развитие и стагнация одного из самых популярных жанров кино

РОМКОМЫ НУЛЕВЫХ: ОПЫТ ПРОСМОТРА

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 28.02.2022
Появление, развитие и стагнация одного из самых популярных жанров кино
РОМКОМЫ НУЛЕВЫХ: ОПЫТ ПРОСМОТРА
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 28.02.2022
Появление, развитие и стагнация одного из самых популярных жанров кино
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Романтические комедии вышли на пик популярности в девяностые, но почти не растеряли своего преимущества над другими жанрами и в нулевые. Снятые в начале XXI века «Чего хотят женщины», «Амели», «Реальная любовь», «Босиком по мостовой», «Питер FM», «Джуно», «27 свадеб», «Предложение» и другие подобные постановки продолжили тенденции, заложенные их предшественниками. Это были фильмы, которые говорили со зрителем на понятном ему языке, использовали одни и те же сценарные наработки и эксплуатировали конвенциональные на тот момент представления об отношении полов, месте мужчин и женщин в обществе, а также морали и нравственности.

Но как так получилось, что за прошедшее с тех пор десятилетие жанр заметно стагнировал, оказавшись на обочине кинематографической жизни? Редкие исключения в виде «Безумно богатых азиатов» лишь подтверждают правило — ромкомы перестали пользоваться спросом у массовой аудитории. По какой причине маститые режиссеры вроде Джадда Апатоу и знаменитые актрисы, такие как Кэтрин Хайгл, пропали с экранов, появляясь лишь в независимых или малобюджетных постановках? Каким образом «новая этика» воздействует на развитие ромкомов, и как культовые ромкомы нулевых смотрятся сейчас?
В этом эссе разберем эти вопросы и попытаемся понять, что ждет жанр в будущем.
«Когда Гарри встретил Салли» / 1989

ЭКСУРС В ИСТОРИЮ

История взлета романтической комедии в конце прошлого столетия началась с громогласного успеха «Когда Гарри встретил Салли». Картина Роба Райнера обрела всенародную любовь благодаря обаятельным Мэг Райан и Билли Кристалу, остроумным диалогам, динамичной режиссуре и отточенному сценарию. В ленте было отсечено все лишнее — только любовь и юмор, романтика и комедия. Недаром первоначальное название постановки — «Парень знакомится с девушкой».

Именно незамысловатый сюжет о встрече мужчины и женщины (иногда — мужчины и мужчины или женщины и женщины) лежит в основе романтических комедий.
Доминацию жанра в конце девяностых подтверждает факт — в 1998 и 1999 годах три из двадцати самых кассовых фильмов были ромкомами.

Но с приходом нового тысячелетия беззаботное время для авторов «Красотки», «Неспящих в Сиэтле» и «Ноттинг-Хилл» закончилось.

В 2002 году состоялась премьера «Человека-паука» Сэма Рэйми, а в 2008 году вышел «Железный человек» Джона Фавро. Фактически эти фильмы стали предвестниками новой эры кинокомиксов, отобрав часть аудитории у романтических комедий.

Зрители обратили внимание в сторону завернутых в блестящую обертку многомиллионных историй про супергероев, а также увлеклись франшизами («Миссия: Невыполнима», «Парк Юрского периода», «Форсаж», «Звездные войны», «Гарри Поттер») и 3D-постановками («Аватар», «Война Богов: Бессмертные», «Хоббит: Нежданное путешествие», «Марсианин»). Романтические истории под комедийным соусом еще пользовались хорошим спросом, но с каждым годом они все больше и больше «теряли в цене».

Однако не только эти причины спровоцировали спад интереса к ромкомам. Произошедшие за последнее время изменения в социуме нашли свое отражение в кино.

Долгое время комедийные постановки о любви использовали сложившиеся за десятилетия стереотипы о гендерных ролях в обществе, тогда как нынешняя, пришедшая на смену прежним представлениям о мужчине, женщине и всех сферах их взаимодействия этика (в России ее назвали «новой», потому что для страны это явление — новое) предполагает совсем иной взгляд на проблему.

В западном обществе современные принципы политкорректности и толерантности начали формироваться около тридцати лет назад, но в кинематограф в оформившимся виде пришли относительно недавно — в середине-конце нулевых.

Это стало еще одной причиной краха романтических комедий. Сюжеты «Свадебного переполоха», «Предложения» и других схожих лент рассказывали в основном о гетеросексуальных парах, пестрили неприличными шутками о женщинах, их роли в отношениях и в обществе, грязно заигрывали с политикой и непристойно обыгрывали вопросы расовой дискриминации.

Но изменились не только взгляды на отношения, секс, дружбу и карьеру, но также эволюционировал институт брака. В каких-то странах преобразования шли медленнее, в каких-то — быстрее, но нельзя не признать, что взгляды общества на семейную жизнь трансформировались.

Так, ученые калифорнийского университета выяснили, что за последние четыре десятилетия средний коэффициент разводов по миру увеличился более чем в два раза. На это повлияли уровни экономического развития, образования и женской эмансипации, а также лояльность религии к расторжению брака. Для большого числа людей одиночество перестало быть постыдным явлением.

В том числе поэтому лавстори с хэппи-эндами перестали быть модными. Мелодраматические постановки десятых — «Валентинка», «Селеста и Джесси навеки», «Разомкнутый круг» и «Ла-Ла Ленд» — демонстрировали истории влюбленных, которые в конечном счете не могли сохранить совместное счастье. Молодые авторы намеренно отказались от эскапизма — новому времени требовались новые герои и новые истории.
«Сорокалетний девственник» / 2005

ЛАВСТОРИ С ПРИВКУСОМ РЕТРО

На самом деле романтические комедии двухтысячных годов очень разные. Они обращались не только к романтике, но также рассматривали другие, не менее важные темы.
Вот лишь несколько примеров.

«Моя большая греческая свадьба» презентует греческую культуру и показывает, как сложно порой бывает принять выбор своих детей. Напротив, «Как отделаться от парня за 10 дней» — стереотипная мелодрама, в которой нашлось место абсурдистскому юмору и харизматичным героям. «Амели» — нестандартный ромком. Однако постановка Жан-Пьера Жене тоже говорит о любви, используя для этого юмор — это одна из главных и самых красивых киносказок первого десятилетия XX века.

Полнометражный режиссерский дебют Джадда Апатоу «Сорокалетний девственник» — удивительный сплав сентиментальности и непристойности. «К черту любовь» — профеминистский, легкомысленный фильм о любви, которая начиналась с ненависти. «Дневник Бриджит Джонс» — рифмующаяся с произведениями Джейн Остин сенсация 2001 года.

Удивительно, но многие актеры, которых мы помним по ролям в романтических комедиях, со временем предпочли драмы, триллеры и фантастику. Такой выбор сделали Сандра Буллок («Невидимая сторона», «Гравитация», «Птичий короб»), Том Хэнкс («Облачный атлас», «Капитан Филлипс», «Чудо на Гудзоне»), Рене Зеллвегер («Нокдаун», «Мисс Поттер», «Джуди»), Колин Ферт («Король говорит!», «Kingsman: Секретная служба», «Гонка века»), Бен Стиллер («Невероятная жизнь Уолтера Митти», «Пока мы молоды») и, конечно же, Мэттью МакКонахи («Далласский клуб покупателей», «Интерстеллар», сериал «Настоящий детектив», «Джентльмены»), проделавший впечатляющий путь из звезды непритязательных романтических комедий в серьезного драматического актера.

Именитые актеры перестали сниматься в ромкомах, потому что это стало невыгодно. Если раньше роли в подобных лентах могли обеспечить солидной фанбазой, деньгами и, как следствие, дальнейшими предложениями, то теперь участие в романтических комедиях практически стало синонимом слова «неудача».

Энн Флэтчер, Дональд Питри, Нэнси Майерс и другие вместо того, чтобы обратиться к представителям обоих полов и всех возрастов, будто бы нарочно сделали свои произведения нишевыми. Постановки вроде «Лицензии на брак», «27 свадеб» или «Войны невест» были нацелены исключительно на женскую аудиторию.

Напротив, слог уже упомянутого «Сорокалетнего девственника» и «Немножко беременной» был намного более грубым. Важное отличие этих фильмов от других романтических лент того времени состояло в том, что они обращались в том числе к мужской аудитории и уделяли значительное внимание бромансу.

Ближайший «женский» аналог лент Апатоу — вышедший уже в новом десятилетии «Девичник в Вегасе» (в оригинале — «Подружки невесты»). Картина Пола Фига отвечала запросу публики — это была история женщины среднего возраста, которая не пыталась найти любовь всей жизни, но решала вполне обычные проблемы: пыталась стабилизировать отношения с матерью и удержать внимание лучшей подруги.

«Девичник в Вегасе» появился на стыке десятилетий, но в гораздо большей степени отвечал запросам десятых — на первый план был выведен женский персонаж. Во вроде бы несерьезном фильме были показаны вполне серьезные проблемы: страхи, сомнения и желания половозрелой женщины. В ромкомах нулевых, напротив, в центре сюжета был помещен мужчина, тогда как женщины выступали исключительно на вторых ролях.

Но были в нулевые и другие, нестандартные жанровые постановки, инди-романтические комедии: «Влюбись в меня, если осмелишься», «Ангел-А», «Персонаж»,"Люблю тебя, чувак" .
Это картины по-особенному смотрели на привычные каждому из нас вопросы — проблемы одиночества, самоосознания и самоопределения, нехватки любви, поиски своего места в мире подавались в них сквозь призму восприятия героя-изгоя, непонятного никем, имеющим, как правило, тонкую душевную организацию, эмпатийного и по-своему обаятельного.

Такие фильмы-исключения могут встретиться в любое десятилетие. Обычно это авторские произведения, рискованные, не рассчитанные на массовую аудиторию.
«Леди Берд» / 2017

А ДАЛЬШЕ?

Не стоит, однако, полагать, что время романтических комедий безвозвратно ушло. Жанр не умер, но начал новую трансформацию. За свою долгую историю он проходил этот сложный, но необходимый для продолжения своего существования процесс не один раз.

Достаточно сложно дать прогноз, что ждет ромкомы в будущем. Можно лишь наметить тенденции, которые обозначились в последние годы.

Очевидно, что броманс, а также сильные женские персонажи останутся в центре внимания режиссеров и сценаристов. Еще одной особенностью новых любовных киноисторий может стать интерес авторов и зрителей к взрослым героям («Последний шанс Харви», «Mamma Mia», «Простые сложности»).

Некоторые успешные фильмы 2010-х пытались соединить ромком с семейной драмой («Леди Берд») или подростковой комедией («Восьмой класс»). Это не новое явление, но интересное наблюдение — чтобы выжить жанр должен уметь видоизменяться.

В поисках подходящего места романтические комедии все чаще и чаще начали появляться на телевидении (сериалы «Ты — воплощение порока», «Чокнутая бывшая», «Девственница»).
Иногда в супергеройских фильмах можно встретить сюжеты, будто вырезанные из ромкомов: отношения героев Роберта Дауни-младшего и Гвинет Пэлтроу из «Железного человека» и «Мстителей» или Натали Портман и Криса Хемсворта из «Тора». Пытаясь сохранить себя, привычная многим романтическая комедия просочились в массовое кино нового поколения. Пусть и в такой странной форме.

Как бы то ни было, ясно одно — чтобы вернуться к прежним позициям, романтическим комедиям необходимо и дальше продолжать меняться. Должны ли они стать более инклюзивными, смелыми или предложить нечто совершенно новое, покажет лишь время.

Редактор: Лена Черезова

Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda