олег прекраснов | 22 ИЮНЯ 2019

НИКОЛАС РОУГ, КОТОРЫЙ УПАЛ НА ЗЕМЛЮ

Статья, посвященная творчеству британского режиссера и его притчевым, ироничным, откровенным и фантастическим работам
НИКОЛАС РОУГ, КОТОРЫЙ УПАЛ НА ЗЕМЛЮ
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 22.06.2019
Статья, посвященная творчеству британского режиссера и его притчевым, ироничным, откровенным и фантастическим работам
НИКОЛАС РОУГ, КОТОРЫЙ УПАЛ НА ЗЕМЛЮ
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 22.06.2019
Статья, посвященная творчеству британского режиссера и его притчевым, ироничным, откровенным и фантастическим работам
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Британец Николас Роуг – один из немногих режиссёров, фильмы которого смотреть нужно внимательно, чтобы не пропустить подсказок – в резких монтажных склейках, деталях и абсурдных сценах, возможно, кроется особенность его нонконформистского кинематографа. Выясним, чем притчевые картины британца отличаются от работ других авторов, и почему он по-прежнему остаётся ключевой фигурой в истории кино.
Николас Роуг (1928-2018 гг.)
НАТУРАЛИЗМ И ОТКРОВЕНИЕ
Режиссёр вошёл в профессию, работая вторым оператором на съёмках «Лоуренса Аравийского», считающегося одним из величайших фильмов в истории кино. Как полноценный кинооператор он снял «451 градус по Фаренгейту» Франсуа Трюффо, а также сотрудничал с Роджером Корманом на съёмках «Маски красной смерти». Собрав весь накопленный опыт и используя выработанное годами видение мира, он также выступил в качестве оператора при создании «Представления» (англ. «Performance», 1970) – своей дебютной картины в качестве режисёра, созданной совместно с шотландским постановщиком Дональдом Кэммеллом. Активное использование панорам и наездов трансфокатора («зума») – один из его излюбленных приемов.

В работах Николаса Роуга можно увидеть, как элементы монтажных фраз, полноценные сцены или сюжетные линии вступают в диссонанс, при этом не обязательно противопоставляются друг другу, а сливаются в новые для зрителя смыслы. В «Представлении» жестокий, гангстерский мир главного героя – бандита Чеза (Джеймс Фокс) – сталкивается с наркотической, эротической жизнью в доме музыканта Тёрнера, которого сыграл легендарный рок-музыкант Мик Джаггер из Rolling Stones. Жестокость Чеза проявляет себя в нарко-артистическом трипе у Тёрнера дома – Чез надевает женский парик, наедается галлюциногенных грибов и занимается сексом с одной из лесбиянок, живущих в доме у персонажа Джаггера, а Тёрнер предстаёт в образе бандита в одной из сюрреалистичных сцен фильма. Пожалуй, самым интересным моментом ленты является финал – Чез без видимой причины убивает Тёрнера и выходит из дома, но, когда садится в машину, из окна выглядывает лицо убитого. Таким образом, происходит некое духовное перерождение персонажа.

Ленты режиссёра часто порицались и подвергались цензуре за натуралистичный показ насилия и откровенные, специфически снятые эротические сцены – из-за этого «Представление» был снят в 1968 году, но выпущен только в 1970-м. Излишне жестокий, чересчур эротичный, к тому же обрывочно смонтированный фильм включал в себя также элементы мюзикла.

ПЕРВОБЫТНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ХИЩНИКИ
Второй режиссерский и операторский фильм Роуга вышел в 1971 году. «Обход» (англ. «Walkabout» – пеший проход австралийских аборигенов по пустыне в целях входа во взрослую жизнь) рассказывает историю молодой девушки и её маленького брата, которые остались одни посреди бескрайних пейзажей пустыни после странного самоубийства их отца. Они находят помощь в виде местного аборигена, совершающего обряд «обхода». Режиссёр демонстрирует разницу между развитой цивилизацией и «первобытным» миром пустыни. Интересен монтаж – например, сцена с убивающим кенгуру аборигеном склеивается с поваром, нарубающим мясо; кадр, в котором главная героиня плавает посреди красивой лагуны, сменяется показом охоты на животных.

Почему отец, остановившийся посреди пустыни, внезапно убивает себя и сжигает машину – единственное спасение для детей? Вероятно, режиссёр и автор романа, таким образом, показывают, что люди рано или поздно останутся без родителей, и, начиная с раннего возраста должны учиться заботиться о себе. Пустыня в Австралии, с населяющими её хищниками и опасными насекомыми – что может быть лучше для взросления дочери-подростка и её маленького брата? История фильма рассказывает о том, что люди начинают забывать, кем они были много лет назад – хищниками, убивающими и поедающими живых существ ради выживания. «Леденящий ветер, дующий с дальнего края, дует в моём сердце… Я ясно помню сияние той потерянной земли» – говорится в конце картины, когда уже позврослевшая главная героиня вспоминает время, проведённое в пустыне, когда она могла ходить нагой и не чувствовать стыда.

МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ
«А теперь не смотри» – картина 1973 года – одна из самых загадочных в карьере Николаса Роуга. Супруги Джон и Лора теряют дочь, утонувшую в пруде, и переезжают в Италию в попытках забыть ужасную трагедию, начать новую жизнь. Главный герой Джон (Дональд Сазерленд) реставрирует здание старой церкви, которое представляет собой некое священное место, связанное с богом и верой. Джон эту веру потерял. В процессе восстановления здания за каждым новым действием героя следуют мистические события – слепая женщина говорит жене Джона Лоре (Джули Кристи), что слышит его дочку, то Джон видит низкорослого человека в ярко-красном плаще, похожем на тот, в котором умерла его дочь. Словно якорь, призраки прошлого отягощают жизнь персонажей Сазерленда и Кристи. За одним из призраков – человеком в плаще – главный герой в итоге побежит по тёмным улицам Венеции, что станет для него роковой ошибкой. Занятно, что финальную сцену, где Джона в траурной лодке сопровождают жена и ясновидящая, сам Джон наблюдал за день до этого в мистическом видении – прошлое, настоящее и будущее сливаются в фильме воедино.

Как и «Представление», картина подверглась цензуре за откровенную эротическую сцену. Команде, работающей над фильмом, пришлось её перемонтировать. Осенне-зимняя Венеция была не похожа на саму себя, запечатленную в других фильмах – город предстал холодным и мистическим, тихим и мрачным. Примечательно, как красный цвет в картине маркирует детали – красный плащ утонувшей дочки; кровь; красные сапоги жены главного героя.

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ПРИТЧА ИЗ 70-Х
Режиссер не останавливается на одном жанре или форме: «Представление» близко к гангстерскому кино, «Обход» – приключенческому, на мистический триллер схож «А теперь не смотри». «Человек, который упал на Землю» 1976-го года – это фантастический рассказ о развращении; о том, что из-за зависимости к чему-либо даже инопланетянин (его сыграл великий Дэвид Боуи) может забыть о семье, которую тот оставил на родной засыхающей планете. Прилетев на Землю и основав собственную компанию, Томас Джером Ньютон, пришелец, строит космический корабль, чтобы вернуться домой, но вредная зависимость в виде алкоголя и обеспечение комфортом останавливает его на пути к цели.

Персонаж Боуи не чувствует любви к девушке Мэри Лу и, когда видит кадры войны по телевизору, не может понять, как живые существа могут воевать друг с другом. Он не успевает закончить работу над кораблём – кто-то сдает его властям. Над Томасом в закрытой квартире начинают проводить эксперименты. Ему оставляют алкоголь и телевизор, а в финальном кадре засыпает пьяный перед камерой. Единственное, что Томас может сделать – записать виниловую пластинку с сообщениями для инопланетной семьи, которую, возможно, услышат по радио на родной планете пришельца. Николас Роуг представляет зрителю чужака, прилетевшего ради спасения семьи, но пресытившегося земными удовольствиями и морально уничтоженного. Дэвид Боуи во время съёмок сам страдал от кокаиновой зависимости, что сделало его актерскую игру аутентичной.

Подводя итог, хочется сказать, что влияние творчества Николаса Роуга на современный кинематограф сложно переоценить – Квентин Тарантино явно вдохновлялся гангстерами из «Представления» при создании своих культовых «Бешеных псов» - как минимум демонстрацией жестокости и костюмами криминальных авторитетов. Общая претенциозность и агрессивность, как действа, так и монтажа «Представления» наверняка нашла отклик в душе Гая Ричи, создавшего картину «Карты, деньги, два дымящихся ствола». В «Залечь на дно в Брюгге» Мартина МакДоны персонажи вспоминают фильм «А теперь не смотри» – Работы Роуга до сих пор вдохновляют современных авторов – их вспоминают и цитируют.


Редактор:
Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda