АНТОН СМИРНОВ | 6 МАРТА 2024

МЕЧТЫ РОБОТА: ОДИНОЧЕСТВО В ЗВЕРОПОЛИСЕ

Обаятельная, остроумная и печальная история о дружбе, которая в силу обстоятельств не может длиться вечно

МЕЧТЫ РОБОТА: ОДИНОЧЕСТВО В ЗВЕРОПОЛИСЕ

АНТОН СМИРНОВ | 06.03.2024
Обаятельная, остроумная и печальная история о дружбе, которая в силу обстоятельств не может длиться вечно
МЕЧТЫ РОБОТА: ОДИНОЧЕСТВО В ЗВЕРОПОЛИСЕ
АНТОН СМИРНОВ | 06.03.2024
Обаятельная, остроумная и печальная история о дружбе, которая в силу обстоятельств не может длиться вечно
НАШИ СОЦСЕТИ
Режиссер: Пабло Берхер
Страны: Испания, Франция
Год: 2023

В Нью-Йорке 80-х, населенном антропоморфными зверями, одиноко живет Пес. За долгие годы он никак не смог найти себе друга и поэтому каждый его день похож на предыдущий: одни и те же компьютерные игры, унылые телевизионные программы вечером и разогретые в микроволновке макароны с сыром. Как-то раз он обращает внимание на рекламный ролик, в котором зрителям предлагают приобрести робота-друга. Недолго думая, Пес делает заказ и быстро получает желанную посылку. Так у Пса наконец появляется верный товарищ, с ним можно смотреть кино, готовить обед, веселиться и исследовать Манхэттен дни напролет. Но все хорошее однажды заканчивается, и настанет момент, когда крепкой дружбе Пса и Робота предстоит пройти проверку на прочность.
Многие зрители наверняка заметили, что в последние годы главные поставщики мультипликационных хитов вроде Disney и Pixar заметно сдали. Их творения по-прежнему остаются динамичными и зрелищными, так как искусство компьютерной графики и прочих цифровых чудес не стоит на месте. Правда, из этих дорогостоящих аттракционов словно испарилась какая-то важная частичка душевности, отчего картинка может радовать глаз, но не сердце, и поэтому блокбастеры с бюджетом под пару сотен миллионов баксов быстро испаряются из памяти. Однако не стоит отчаиваться: на выручку всегда готова прийти независимая анимация, которая не пытается хвастаться визуальной пышностью, но способна на нечто гораздо большее — согреть душу и предоставить обильную пищу для ума. Все это нам обещают «Мечты Робота», первый анимационный проект испанского режиссера Пабло Берхера («Белоснежка»), снятый по мотивам одноименного комикса американки Сары Варон.

Национальная принадлежность создателей фильма абсолютно не важна, поскольку «Мечты Робота» сняты на универсальном международном языке — действий и поступков. Здесь никто не произносит ни слова, но это и не нужно, ведь олдскульная анимация предельно красноречива по форме, а сценарий вносит обилие колоритных деталей, включая эпизодических персонажей, что окружают главных героев. Неслучайны и выбранные временные рамки. Варон и Берхер, как и многие кинематографисты, видят в 80-х годах ХХ века ту самую прекрасную эпоху, «которую мы потеряли». Возможно, она в чем-то сильно идеализирована, но трудно отрицать, что был в ней свой особый «ламповый» уют, когда еще не существовало многих гаджетов и прочих устройств для упрощения жизни, не было ужасов 11 сентября и даже казалось, что люди гораздо теплее относились друг к другу. Именно такое впечатление производит «Большое Яблоко» на испанского режиссера, который изображает Манхэттен и основные достопримечательности Нью-Йорка в духе старых добрых городских романсов а-ля Вуди Аллен. Но даже в этой легкой и безмятежной атмосфере есть кто-то, кто страдает от одиночества, и в данном случае им оказывается Пес. Несмотря на возможности мегаполиса и колоссальное количество живых существ вокруг, ему так и не удалось найти родственную душу. Но оказалось, что обрести долгожданного друга мало — эти отношения еще надо сохранить. В случае с Роботом внезапным препятствием для дальнейшего праздника жизни оказалось купание на пляже, из-за которого несчастный андроид заржавел и не смог двинуться с места. Пес вынужден оставить своего друга в песке и, хотя он предпринимал в дальнейшем ряд шагов по его спасению, жизнь потихоньку начинает намекать, что пора двигаться дальше.
Как ни странно, но крохотную ложечку дегтя в этой трогательной картине все же можно найти. Берхер достаточно опытен в игровом кино, а вот в анимации он пока еще неофит и потому заметно, что формат полного метра для него избыточен, так как его сценарий мог бы легко уложиться в компактную короткометражку. Вдобавок, кажется, что он жалеет зрителя и потому не хочет преподносить события излишне драматично, хотя изображенные на экране ситуации к этому располагают. Дефицит важных трагических ноток Берхер восполняет рядом изобретательных и остроумных эпизодов, вроде отличной сцены с птичьей семейкой или появления в кадре томика «Кладбища домашних животных» Стивена Кинга. Очень уместны и отсылки к классическому «Волшебнику из страны Оз», хотя нашему Роботу, в отличие от Железного Дровосека, нечего просить у могущественного волшебника. У него уже есть свое преданное и любящее сердце, ведь благодаря ему он окажется в чем-то даже живее Пса. Здесь стоит отметить, что буквальный перевод англоязычного названия фильма не совсем корректен, поскольку Робот все-таки не мечтает, а видит сны. Они далеко не всегда приятны и к тому же окажутся вещими: после пробуждения ему придется столкнуться с тем, что ему снилось — предательством, жестоким обращением и забвением.
Наверное, режиссерский отказ от излишнего драматизма оправдан, если рассматривать историю дружбы Пса и Робота как незабываемую, но, увы, непродолжительную встречу пары незнакомцев, которые случайно пересеклись, отлично провели вместе время и так же случайно разошлись. Он мудро рассуждает, что расставание отнюдь не равносильно концу света, ведь, действительно, «жизнь кончается не завтра». Напоминая аудитории по ту сторону экрана, что в жизни каждый раз случается свое «но», Берхер не хочет, чтобы кто-то из зрителей грустил. Он предлагает сохранить мгновения прошлого в виде альбома теплых воспоминаний, которые в дальнейшем будут согревать холодными зимними вечерами, даже если рядом с тобой теперь находится кто-то другой. Многие зрители наверняка так и воспримут эту историю и, выходя из кинотеатра после сеанса, еще долго будут напевать веселую песенку September группы Earth, Wind & Fire. Но очень хочется, чтобы просмотр этого фильма сподвиг людей на несколько иные вещи. Например, вспомнить о своем лучшем друге, понять, как много этот человек значит в вашей жизни и постараться сделать все от себя зависящее, чтобы никогда не потерять его. Ведь настоящего друга, в отличие от мультипликационных роботов, невозможно купить ни в одном магазине.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda