ДАША ГУБИНА | 7 ИЮЛЯ 2018

БРОСАЙ ЧИТАТЬ, СОБИРАЕМСЯ НА УЛИЦАХ!

Ящерица в бутылке из-под кока-колы

БРОСАЙ ЧИТАТЬ, СОБИРАЕМСЯ НА УЛИЦАХ!

ДАША ГУБИНА | 7.07.2018
Ящерица в бутылке из-под кока-колы
БРОСАЙ ЧИТАТЬ, СОБИРАЕМСЯ НА УЛИЦАХ!
ДАША ГУБИНА | 7.07.2018
Ящерица в бутылке из-под кока-колы
Режиссер: Сюдзи Тераяма
Страна: Япония
Год: 1971

Фильм, который кричит во весь голос. Фильм, который заставляет отвести взгляд.
70-е годы в Японии, переломный момент. Все дальше общество уходит от традиций и истории страны, все больше теряется свойственный Японии менталитет, рушатся все ценности. И уходит оно к идеализированной «американской» модели жизни, перенимая лишь массовую культуру, что, по мнению Сюдзи Тэраямы, делает ее зависимой, загоняет в угол и обрывает связь с прошлым, которая очень важна.
В ленте отсутствует сложный сюжет. Режиссер показывает несколько дней из жизни обычного японского юноши и его отношение к ситуации в стране. Это можно назвать основой, на которой держатся все детали, составляющие, какими бы они не казались несовместимыми, субъективную и предельно эмоциональную картину Японии того времени.
Так о чем же она? О парне, находящемся между «новой» и «старой» Японией. Первая – это его бабушка и сестра Сацуко, вторая – футбольная команда, для которой он выполняет мелкие поручения. Он не учится, не работает, поэтому только эти люди составляют его круг общения. В команде играет его «друг» - Оми-сан. Оми старше и опытнее, он уже как будто живет в новом обществе, где нет уважения ни к старшим, ни к слабым, отсутствуют строгие моральные нормы, много ярких вещей, а о более или менее глубоких отношениях между людьми и речи быть не может.

Оми не помнит своих родителей, он бежит вперед, не оглядываясь в прошлое.
Главный герой страдает после ухода бабушки, ему больно и противно видеть отца-должника, подглядывающего в женском туалете. Он пытается изменить его жизнь, купив у знакомого ларёк, который, увы, оказывается краденым.

Оми встречается то с одной девушкой, то с другой, не стесняясь присутствия друга при их близости.
Главный герой плачет, находясь в комнате проститутки и отказываясь поддаваться ей.

Фильм Тэраямы наполнен символами, которые помогают лучше понять, как режиссер видит ситуацию в своей стране. Бабушка, которую против воли хотят увезти в дом престарелых американского образца. Фотографии Чарли Чаплина и картинки с Микки маусом на двери комнаты Оми. Последнее кажется нам безобидным и совершенно нормальным, но в общем контексте картины эти детали приобретает негативное значение, как и настойчиво повторяющаяся фраза «вот голливудские фильмы, которые вам так нравятся, американцы, которыми вы восхищаетесь, жизнь, о которой вы мечтаете». Внутри комнаты - Сацуко, сидящая в одном пиджаке и отвечающая на крики брата о том, что Оми ее только использует, отчаянным «уходи». Песня, начинающаяся со слов «Зачем нужна история и как ее читать». Монологи в пустоту о сломанных железных крыльях.

Мощный политический подтекст вперемешку с психоделическим безумием, творящимся в сознании у подростка.

Финал фильма – сопротивляющегося юношу силой уводят от отца, стоящего рядом с тем самым злополучным ларьком. Он кричит и вырывается. В голове всё еще стоит его вопрос из предыдущей сцены – освободишься ли ты, земля японская? И, как самая точная характеристика – сравнение родной страны, подпавшей под влияние США, с ящерицей, выросшей в бутылке и потерявшей возможность выбраться, не разбив своё жилище.

Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda