Эля Воскресенская | 26 июля 2018

ОТВРАЩЕНИЕ

Рецензия на культовый психологический триллер с Катрин Денёв из «квартирной трилогии» Романа Полански

ОТВРАЩЕНИЕ

ЭЛЯ ВОСКРЕСЕНСКАЯ | 26.07.2018
Рецензия на культовый психологический триллер с Катрин Денёв из «квартирной трилогии» Романа Полански
ОТВРАЩЕНИЕ
ЭЛЯ ВОСКРЕСЕНСКАЯ | 26.07.2018
Рецензия на культовый психологический триллер с Катрин Денёв из «квартирной трилогии» Романа Полански
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Роман Полански
Страна: Великобритания
Год: 1965


Фильм Романа Полански «Отвращение» погружает зрителя в жизнь героини по имени Кэрол — молодой девушки, которая зарабатывает тем, что делает маникюр в салоне. Она живёт со своей старшей сестрой в большой квартире. За ней пытается ухаживать привлекательный парень, но она с неизменно задумчивым видом отворачивается от него. Почему? Неужели она одна из тех самоуверенных и независимых женщин, что не хотят видеть рядом с собой мужчин? Или же просто, без каких-либо убеждений, не знает как себя с ними вести?

Сначала может показаться, что на экране фильм французской «Новой волны» с присущей ей плёночной эстетикой и атмосферой общей непринужденности. Однако вскоре зритель замечает, что в кадре не поднимаются никакие философские вопросы, нет разговоров ни о политике, ни о литературе, да и вообще — главная героиня не особенно разговорчива. Есть лишь язык субъективной камеры-взгляда Кэрол, через который мы видим окружающий мир и быт девушки через призму её своеобразного восприятия. Полански изначально сообщает зрителям о методе, с помощью которого будет выстраивать повествование: уже в первые минуты фильма он статичным кадром показывает сначала лицо Кэрол, а затем место, на которое она смотрит.
Познакомившись со своим проводником, зритель следует за ним. Белые локоны девушки приподнимаются от встречного ветра и сияют на солнце, словно плодоносящий одуванчик. Светлая блузка и мягкие движения рук. Чёрная ткань обхватывает тонкую талию и складками падает вниз. Девушка идёт своим обычным маршрутом. Роман Полански не зря уделяет внимание нюансам: такими деталями, как чересчур опрятный внешний вид, отсутствие аппетита, отказ от ухаживаний молодого человека, он показывает первоначальный этап развития психической болезни. Этап, на котором даже сама девушка не осознаёт, что воздержание от еды и мужского общества вызвано именно отвращением. Вещи, надоедливо мелькающие в кадре, появляются там потому, что постоянно приковывают внимание героини. В конце концов, её раздражение передаётся зрителю, и вот мы уже с нездоровой сосредоточенностью смотрим на руки посетительницы салона с ее неизменным перстнем, зубную щётку любовника сестры в персональном стаканчике Кэрол, разделанную тушку кролика. Всё это «незначительные» детали лишь усугубляют расстройство девушки.
Задумчивость на грани с сомнамбулизмом, отрешённость от происходящего, взлохмаченная прическа и вот уже окружающие начинают интересоваться: «Ты заболела?» Зритель видит калейдоскоп галлюцинаций и едва ли может отличить ночные кошмары Кэрол от её кошмаров наяву. Регулярно появляются мужчины, насилующие девушку. По квартире ползут разломы стен. Потолок стремится раздавить комнату вместе с героиней. Люди, ненароком попадающие в квартиру, платят жизнью за своё неведение в отношении девушки. Отказавшись от любых связей в реальном мире, она падает в объятия своей квартиры, не понимая, что руки, растущие из стен, существуют только в её психической реальности.
«Отвращение» это не детективный фильм, в нём никто не расследует пропажу людей и их убийства. Скорее это художественное исследование отдельно взятой душевной болезни. Полански обращает наше внимание на жизнь необычной девушки и помещает зрителя на её место, попутно набрасывая возможные причины произошедшего — похоже, в детстве героиня пережила остроэмоциональную ситуацию, связанную с мужчинами. На это указывает последний кадр — наезд камеры на семейную фотографию, на которой игрой света выделен недовольный взгляд светловолосой девочки на своего отца. В течении жизни её отвращение только прогрессировало и в конце концов раздавило её.
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda