ЕЛЕНА ХРАМОВА | 24 СЕНТЯБРЯ 2018

ЧЕЛОВЕК ГРИЗЛИ

Рецензия на документальный фильм Вернера Херцога о натуралисте Тимоти Тредуэлле

ЧЕЛОВЕК ГРИЗЛИ

ЕЛЕНА ХРАМОВА | 24.09.2018
Рецензия на документальный фильм Вернера Херцога о натуралисте Тимоти Тредуэлле
ЧЕЛОВЕК ГРИЗЛИ
ЕЛЕНА ХРАМОВА | 24.09.2018
Рецензия на документальный фильм Вернера Херцога о натуралисте Тимоти Тредуэлле
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Вернер Херцог
Страна: США
Год: 2005


«Человек-гризли» («Grizzly Man») Вернера Херцога внешне походит на среднюю документалку для телевидения: сенсационное содержание (человек, живший вместе с опасными животными, оказывается, наконец-таки, ими съеден), показания свидетелей и близких убитого (их имена неказистым шрифтом всплывают внизу кадра), съемка места происшествия, попытка реконструкции событий, всезнающий голос за кадром. Но шаг за шагом фильм, казавшийся телевизионной халтурой, обращается в чеховский рассказ о маленьком человеке, притчу о поиске им места в жизни, экзистенциальную драму потерявшегося в безучастном мире простака, который просто не может смириться с этим космическим холодом и отсутствием смысла.
Во время работы над фильмом Херцог просмотрел около ста часов видео со своим героем — натуралистом Тимоти Тредуэллом. Остроумной жестокостью со стороны режиссера было начать фильм с уверенной речи Тредуэлла, пафосной, как у персонажа старого боевика. В ней он называет себя «добрым воином» и заверяет, что никогда не погибнет от лап медведя, потому что не проявит перед ним слабости. Мы знаем о будущем человека на видео больше. Мы знаем самое сокровенное – то, как он умрет. Это лишнее, навязанное нам самой темой фильма, знание, заставляет нас чувствовать перед ним неловкость и даже вину. Мы знаем то, чего знать не должны, то, за что Тимоти было бы стыдно.

В основном Тредуэлл путешествовал в одиночку и снимал себя самостоятельно. В этих видео он по-ученически старателен: повторяет дубли по нескольку раз, объясняя возможному зрителю причины пересъемок (так дети обосновывают свои поступки в дневнике, который затем редактируют, веря, что рано или поздно его прочтут). Он топорно артистичен и неловок. Захлебывается от восхищения. Сентиментально льет слезы над мертвым лисенком. (Лисы по ходу фильма зарекомендуют себя обаятельными и социальными животными — почти как собаки). Но, помимо навязчивого желания покрасоваться, в видеодневнике также будет видна его невероятная открытость и уязвимость. За это ему прощается все. Несмотря на напористую глупость, нарциссизм и вредную, по сути, деятельность героя, ему сопереживаешь. Он родной, простой, неказистый. Сражается с браконьерами, которых в этом районе не существует, ругается с администрацией парка, гордится своей миссией, хвастается своим избранничеством, своей бодрой, безголовой смелостью.

Он — американский Дон Кихот, погибшая вместе с ним подруга – его несчастливый оруженосец. Момент смерти был записан на пленку. Если знать это до начала просмотра, каждый совместный кадр Тредуэлла с медведями будет восприниматься эпизодом хоррора в духе «Челюстей». (Море затихло, кто-то плещется в воде, кто-то выпивает на яхте, но камера почему-то сосредоточенно снимает того, плывущего, и почему-то снизу. Зритель чувствует приближение смерти). К счастью, Херцог не включает эти съемки в фильм. Видеоряда там и нет – на объективе стояла крышка, но звуки записались отлично. Вместо этого режиссер показывает себя, прослушивающим запись, свою реакцию, дрожание рук, шок.

Периодически Тредуэлл откровенничает с камерой, как с другом. Выглядит это также неуместно, но приоткрывает истоки его высоких целей. Натуралист-любитель до обретения «миссии» был обычным американским пьяницей, потерянным и одиноким. Жизнь не ставила перед ним задач, но свалилась на него скучным бременем, о котором он никогда не просил. Он хотел быть достойным, добиваться, преодолевать. Но судьба маленького человека однообразна и глуха, поэтому пришлось оглядеться и самому найти куда приложить силы. Понять, как перестать быть ничтожным и незаметным. Как стать выдающимся. И не просто им стать, но предъявить это миру. Получить заслуженное признание и тепло общественного приятия, сойти с социальной обочины прямиком в объятия масс. Именно поэтому он не просто отправляется на опасные территории парка в Аляске, но навязчиво документирует эту поездку. Регистрирует свою смелость на видео. Самозабвенно делится своей нелюбовью к миру человека, изображает медведей. А потом неминуемо возвращается к людям и делится с ними съемками. Доказывает им (и, должно быть, себе) свою состоятельность. Забавно, что в борьбе с бессмысленностью бытия он выбирает лишенную смысла цель – медведи Аляски в Тимоти не нуждаются.

В фильме «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета один из присяжных называет возможную причину лжи старого и немощного свидетеля: он хочет быть наконец услышанным. Для этого он может неосознанно пойти на преувеличение, небольшую выдумку, чтобы произвести впечатление, почувствовать на себе взгляды. «Очень печально быть никем»,– подводит он итог. С этим грузом нелегко справиться, но можно уйти в фантазию, спроецировать на реальность мир, где ты помогаешь принимать важные решения. Или спасаешь медведей от гибели, борешься за экологию, за равенство прав и возможностей, за единого бога. Нужно ощущать смысл (мы все это чувствуем). Иначе зачем все это?

Смерть Тредуэлла и его подруги из-за гризли стала первым за 85 лет подобным происшествием на территории парка. После обнаружения разрозненных останков оба медведя были убиты. Часть фрагментов тел была обнаружена в желудках животных. Ближе к концу фильма эти подробности с удовольствием просмакует маньяк-патологоанатом. Херцог попросил реального врача «изобразить актера, играющего патологоанатома», и тот сыграл блестяще. Вращая глазными яблоками и экспрессивно жестикулируя, он на собственном черепе показывает, куда медведь схватил Тредуэлла, повторяет его предсмертные фразы и говорит про «два пакета человеческих останков», извлеченных из хищников. Выглядит это, конечно, как китчевая шутка, но смотрится она все же издевательски хорошо.

Автор текста: Елена Храмова
Редактор: Варя Власова
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda