ЕГОР ЩЕРБОТА | 12 ИЮЛЯ 2018

КЛАДБИЩЕ БЛЕСКА

Сон во сне, кино внутри кино

КЛАДБИЩЕ БЛЕСКА

ЕГОР ЩЕРБОТА | 12.07.2018
Сон во сне, кино внутри кино
КЛАДБИЩЕ БЛЕСКА
ЕГОР ЩЕРБОТА | 12.07.2018
Сон во сне, кино внутри кино
Режиссер: Апичатпонг Вирасетакул
Страна: Тайланд
Год: 2015


Что можно сказать о фильме тайца Апичатпонга Вирасетакула (он же Веерасетакун, он же кратко Джо) «Кладбище блеска» (2015) в первую очередь? А то, что на данный момент он стал полным собранием приемов и мотивов, использованных автором в предыдущих фильмах: фольклор, миф, немного драмы, сказки, немного остросоциального, и все будто бы в чуть замедленной съемке, и все те же любимые актеры (например, Дженджира Понгпас).

Эпизоды и связи между героями легче всего разобрать, используя схему известного детского стихотворения «Дом, который построил Джек». Вот, скажем, госпиталь, он же школа, и вокруг него ведутся строительные работы, экскаваторы перерывают землю, рабочие проводят кабель. А вот взвод солдат: они лежат в два ряда на больничных койках в этом самом госпитале – каждого скосила таинственная сонная болезнь. Именно бойцы начали рыть землю, но закончить работу им была не судьба. А вот странные лампы, которые стоят у кроватей – каждая из них помогает солдатам видеть приятные сны. Вот экстрасенс, через которого вояки общаться с родственниками, а вот богини, которые объясняют нам, что глубоко под землей, на которой стоит госпиталь, ведут потаённые войны подземные короли, питающиеся энергией спящих... И всё вышесказанное - набросок лишь половины из того, что происходит в фильме.

Несмотря на то, что действие, в отличие от предыдущих мистических, тропических фильмов Джо, происходит в городе, реалии индустриализации все так же напитаны мифом и волшебством. Экскаваторы, эскалаторы, лампы для сна, автомобили будто одушевлены. Отчасти, наверное, потому, что тайцам, по словам режиссера, свойственен анимизм. Герои кино смотрят кино, но на самом деле – сон о самих себе, отражённый в волшебном зеркале. А персонажи, наделенные сверхъестественными силами – богини, девушка-медиатор - совсем не отличаются от простых людей вокруг. На этой проницаемости миров во многом и строится своеобразное очарование этой картины.

Хотя фильм в целом и носит довольно сакральный характер, в нём можно увидеть сцены, отражающие что-то вроде элементов местной смеховой культуры: так, например, один из героев испражняется, сидя на корточках под гигантскими листьями тропических растений; а женщины, ухаживающие за солдатами, смущенно, но с хитрой улыбкой, обсуждают их эрекцию.

Есть здесь место и политическому. По признанию самого Джо, за свои работы он может получить в Тайланде реальный срок - именно это заставило режиссера прекратить снимать на родине. «Кладбище блеска» – фильм антимилитаристский и антимонархический. Сам автор, страдая от отсутствия в своей стране свободы слова, словно пытается найти убежище в таинственном тропическом лесу. Сон здесь – не только блаженство, но и способ эскапизма.

Что нам может напомнить кино Апичатпонга Веерасетакула? Такие же неспешные ленты Карлоса Рейгадаса («Япония» (2002), «После мрака свет» (2012)), фильм Херцога «Стеклянное сердце» (1976), актеры в котором играли, находясь в состоянии гипноза, и, быть может, картины Белы Тарра, лично знакомого с Вирасетакулом.

«Кладбище блеска» можно и нужно пересматривать несколько раз. Джо – тот автор, который раскрывается в мелочах. И хотя действие его картин неторопливо, а порой даже несколько заторможено, цепляясь вниманием за детали зритель может и не заметить, как прошло два часа.

Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda