геннадий гусев | 28 ИЮНЯ 2021

РЕНУАР. ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ: ВЕЧНОЕ

Нежная история любви, рассказанная на фоне живописной природы Французской Ривьеры

РЕНУАР. ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ: ВЕЧНОЕ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 28.06.2021
Нежная история любви, рассказанная на фоне живописной природы Французской Ривьеры
РЕНУАР. ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ: ВЕЧНОЕ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 28.06.2021
Нежная история любви, рассказанная на фоне живописной природы Французской Ривьеры

— Плоть! Это все, что имеет значение.

Из фильма «Ренуар. Последняя любовь»

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Жиль Бурдо
Страна: Франция
Год: 2012

1915 год. Франция. Лазурный берег. К опытному и уже обласканному славой живописцу Пьеру Огюсту Ренуару (Мишель Буке) приезжает новая натурщица. Рыжеволосой Андре Хойшлинг (Криста Тере) пятнадцать, она миловидна и остра на язык. Чуть позже в поместье появляется вернувшийся с фронта Первой мировой войны сын художника, кавалерист Жан (Венсан Ротье). Между ним и Андре зарождаются чувства.

Формально лента Жиля Бурдо относится к числу мелодрам. Это нежная история любви, рассказанная на фоне живописной природы Французской Ривьеры. Старый, больной ревматоидным артритом Ренуар-старший и раненый на войне его сын очаровываются миловидной Андре, но для каждого из них девушка значит что-то свое.
Если для пожилого импрессиониста она олицетворяет молодость, с тихой грустью и безмолвной благодарностью заставляет вспомнить мужчину былые годы, то для Жана модель его отца — муза (молодой человек питает надежды стать режиссером), первая любовь и дорогой друг. И если с сыном художника у Андре завязываются романтические отношения, то с пожилым Пьером они так и остаются платоническими. Это, однако, не сбавляет градус напряжения.

Впрочем, любовным треугольником дело не ограничивается. Есть в истории четвертый участник. Это младший сын живописца Коко (Тома Доре). Он появляется в кадре на так часто, но роль его от этого не становится менее значимой. Общаясь с молодой моделью отца, мальчик мало-помалу вкушает взрослую жизнь.

Трое Ренуаров конкурируют за внимание и расположение нимфы. Прямого столкновения удается избежать, но медленно тлеющее противостояние источает каждого из его участников.
Однако Андре примеряет родственников. Доживающий свое отец и жаждущий жизни, но еще не распробовавший ее на вкус желторотый юнец опьянены девушкой, ее лукавою улыбкой и таинственной загадочностью.

При помощи возлюбленной Жан заново обретает себя. Вместо желания отправиться на войну, он связывает себя с кинематографом. Разочарование от несправедливости и сложности жизни при помощи Андре превращается у него в принятие многообразного мира и себя.

А Пьер Огюст, изображая на холсте свою новую модель, словно бы возвращается в прошлое и осторожно нащупывает удивительные дни молодости и создает одни из лучших своих произведений.

Андре — связующее звено между Ренуаром-отцом и Ренуаром-сыном. Образ музы двух великих демиургов нарочно был приближен к современным тенденциям. Так она стала своенравной, свободолюбивой девушкой, быть с которой рядом невозможно без осознания своего «я».

Она — мостик между миром архаичным и миром нарождающимся, между отцом и сыном, живописью и кино. Нам много и во всевозможных ракурсов демонстрируют Андре. Но, как ни парадоксально, осязая ее нагое тело, мы лучше видим душу, личность девушки.
«Ренуар» — это еще и лента о желании: плотском и одухотворенном. Ведь что такое на самом деле секс, если не продолжение любви? Художник и его многочисленные пассии противопоставляются тихому и застенчивому Жану, для которого неоспоримым является утверждение об искренней и вечной любви.

Но и молодому человеку, и его отцу есть чему поучиться друг у друга. Первый примет за истину слова о том, что лишь плоть имеет значение. Второй всерьез задумается о покойной жене и тех счастливых днях, которые прожил с ней.

Жиль Бурдо переплетает в своей картине войну и мир, проблемы отцов и сыновей, молодости и зрелости. Неспешный ритм повествования изредка прерывается экспрессивными диалогами. «Ренуар» в большей степени концентрируется не на нарративе, а на образах: возвышенных, мучительно-прекрасных и вдохновляющих.
Камера оператора Марка Ли Пинбина («Любовное настроение», «Вечность») акцентирует внимание на малозначительных, казалось бы, деталях. Мы видим колышащиеся от мягкого дыхания ветра шторы, подсвеченные солнцем листья, пышную зелень садов, буйство цвета в стакане с красками.

Но Ли Пинбин часто обращается и к общим планам. На них герои превращаются в маленькие фигурки, перемещающиеся на шахматной доске под названием «жизнь». И оттого переживания их не кажутся непреодолимыми.

Рано или поздно каждый из них приходит к простому и банальному выводу о том, что жизнь стоит принимать во всей ее первозданной красоте. Такой, какой ее запечатлел на своих бессмертных картинах Пьер Огюст Ренуар, а десятилетиями позднее показал в своих фильмах его сын, Жан.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda