ЮЛИЯ САЛИХОВА | 8 ИЮЛЯ 2019

АКАДЕМИЯ РАШМОР:
ПЬЕСА В ПЯТИ ДЕЙСТВИЯХ

Рецензия на вторую полнометражную работу американского режиссера Уэса Андерсона с Биллом Мюрреем и Джейсоном Шварцманом

АКАДЕМИЯ РАШМОР: ПЬЕСА В ПЯТИ ДЕЙСТВИЯХ

ЮЛИЯ САЛИХОВА | 08.07.2019
Рецензия на вторую полнометражную работу американского режиссера Уэса Андерсона с Биллом Мюрреем и Джейсоном Шварцманом
АКАДЕМИЯ РАШМОР: ПЬЕСА В ПЯТИ ДЕЙСТВИЯХ
ЮЛИЯ САЛИХОВА | 08.07.2019
Рецензия на вторую полнометражную работу американского режиссера Уэса Андерсона с Биллом Мюрреем и Джейсоном Шварцманом
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Уэс Андерсон
Страна: США
Год: 1997


«Академия Рашмор» – это вторая полнометражная работа Уэса Андерсона, которая открыла миру Джейсона Шварцмана и позволила по-новому взглянуть на Билла Мюррея, как на актера независимого кино. Этот успешный тандем положил начало становлению режиссерской карьеры Андерсона, а Шварцман и Мюррей стали его постоянными актерами.

В центре сюжета 15-тилетний Макс Фишер - ходячая катастрофа. Или как говорят – настолько душный, что способен одним своим присутствием вернуть человека с того света. Макс успевает везде. Он возглавляет всевозможные школьные кружки: начиная от пчеловодства и заканчивая фехтованием. А еще он двоечник. Или по словам директора школы «худший ученик», который у него был. Он жаждет внимания от сверстников, учителей и привлекательной мамы взятого на попечение друга. Когда в академии появляется молодая (но достаточно взрослая для школьника) учительница начальных классов Розмари Кросс, Макс всеми силами старается ее впечатлить. Он возвращает в школьную программу латынь, которую настойчиво пытался исключить на протяжении пяти лет, устраивает огромный аквариум на месте бейсбольной площадки и ведет себя так, словно собственность школы Рашмор принадлежит лично ему. В конечном итоге его отчисляют из школы. Серьезный не по годам, Макс находит себе друга и наставника в лице индустриального магната Германа Блюма, который даже в своем солидном возрасте продолжает вести себя как ребенок. Герман также не смог устоять перед обаянием молодой (достаточно молодой для него) учительницы. Наблюдая за противостоянием героев-любовников и их детскими выходками из серии: — Я люблю ее; — Я полюбил ее первой, можно проследить историю взросления персонажей. Отличительной чертой фильмов Андерсона являются герои, которые в силу возраста, или стремятся быстрее повзрослеть, или, наоборот, хотят, как можно дольше оставаться детьми. Однако взросление неизбежно, и в конечном счете персонажам все же придется распрощаться со своей инфантильностью.

Уэс Андерсон (род. в 1969 году)
ИЗ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
К БОЛЬШОМУ КИНО

Карьерный путь Уэса Андерсона начался еще в университетские годы, когда он, изучая философию и просиживая, вероятно уже тогда, свой неизменный вельветовый костюм в библиотеке, познакомился с Оуэном Уилсоном, с которым снял свой первый фильм «Бутылочная ракета».

Сценарий к «Академии Рашмор» Андерсон и Уилсон начали писать до «Бутылочной ракеты». Фильм стал своеобразной синергией личного опыта и переживаний двух режиссеров. Уэс неважно учился в школе, ставил спектакли и влюблялся в женщину старшего него, а Уилсона исключали из школы в 10 классе.

БЕЗ БИЛЛА МЮРРЕЯ НЕ БЫЛО БЫ ШАНСОВ
Уэс Андерсон мечтал снять кино про школу. Так и появилась «Академия Рашмор». В роли Макса режиссер видел 15-ти летнюю копию Мика Джаггера, но несуразный Шварцман смог поразить Андерсона настолько, что последний без раздумий отдал эту роль ему, даже не подозревая, что Джейсон часть известного кинематографического семейства Копполы.

В роли Германа режиссер хотел видеть Билла Мюррея. Казалось бы, начинающему режиссеру невозможно заполучить такую именитую фигуру в свой фильм. Однако непосредственный Билл со словами: «Без меня у этих парней нет шанса!» согласился играть за минимальную оплату. Более того, даже выписал чек на сумму в три раза превышающую его гонорар для сцены с вертолетом. Такое удивительное стечение обстоятельств и вера в начинающего режиссера поспособствовала формированию творческого тандема, который существует и по сей день. Когда речь заходит о Билле Мюррее, как актере независимого кино, то в голову приходит именно его творческие дуэты с Андерсоном.

Билл Мюррей и Джейсон Шварцман (слева направо)
РАШМОР КАК ТОЧКА НЕВОЗВРАТА
Несмотря на сравнение с Кубриком и Трюффо, стиль Уэса Андерсона имеет отличительные черты: он носит вельветовый костюм, внимателен к цветовой палитре и симметрии картинки, и по большей части не меняет актерский состав. За это его и любят, а его авторский почерк таким образом становится легко узнаваемым.

Фильмы Андерсона отличаются инфантильностью взрослых героев и несуразностью юных персонажей, и «Академия Рашмор» - не исключение. Более того, Рашмор можно назвать своеобразной точкой невозврата. Именно с этого фильма Уэс начинает использовать неизменный шрифт Futura в титрах и не только, сопровождающий дальнейшие работы режиссера и ставший впоследствии его визитной карточкой.

Большое внимание в «Рашмор» уделено костюмам главного героя: синий пиджак, запонки, зеленый бархатный костюм, очки в роговой оправе – все это призвано показать серьезность персонажа. Бюджет фильма не позволял тратить баснословные суммы на костюмы, поэтому одежду для главного героя сшили на заказ. По большей части Андерсон акцентирует внимание на головных уборах. Эта деталь бросается в глаза в «Водной жизни» и в «Королевстве полной луны». У Макса Фишера из «Рашмора» был красный берет, который, по всей видимости, должен продемонстрировать аристократичность его манер.

ЗАКУЛИСНЫЙ СИМВОЛИЗМ
В «Академии Рашмор» большой акцент сделан на занавески, которые открывают новый акт в соответствии с месяцем действия. Начинается картина с красного сентября, когда огонь в душе главного героя загорается. Затем переходит в зеленый октябрь с завистью к старшему другу и к одинокому синему ноябрю. Осень сменяет зиму, а декабрь вновь пылает красным. Открытый финал закрывают синие занавески. Можно долго рассуждать о том, что имел в виду автор. Возможно, синие занавески символизируют глубокую депрессию главного героя, который так и не смог пережить последствия неразделенной любви. А возможно синие занавески – это просто синие занавески. И не нужно копать глубоко.

В любом случае, занавес, разделяющий фильм на блоки выбран не случайно. Потому, что главный герой ставит пьесы, а сама кинокартина выглядит как театральная постановка.

«Нужно найти дело по душе и заниматься им всю жизнь». По словам самого Макса – это была учеба в Рашморе. Однако, сам того не подозревая, он неверно трактовал свое жизненное предназначение. Для него делом всей жизни было писательское ремесло. Написав в семилетнем возрасте пьесу про Уотергейт, Макс именно так и попал в элитную академию. Даже последующее исключение из школы не смогло унять в юном драматурге любовь к самовыражению. У каждого есть Рашмор. Главное – найти свой.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda