АНАСТАСИЯ ЛАБУРЕЦ | 7 ДЕКАБРЯ 2020

ФАССБИНДЕР: ENFANT TERRIBLE

Самоучка, трудоголик, провокатор, зависимый четыре составляющие RWF, Фасси или просто одного из тех, кто заставил заговорить о «новом немецком кино» весь мир

ФАССБИНДЕР: ENFANT TERRIBLE

АНАСТАСИЯ ЛАБУРЕЦ | 07.12.2020
Самоучка, трудоголик, провокатор, зависимый — четыре составляющие RWF, Фасси или просто одного из тех, кто заставил заговорить о «новом немецком кино» весь мир
ФАССБИНДЕР: ENFANT TERRIBLE
АНАСТАСИЯ ЛАБУРЕЦ | 07.12.2020
Самоучка, трудоголик, провокатор, зависимый — четыре составляющие RWF, Фасси или просто одного из тех, кто заставил заговорить о «новом немецком кино» весь мир
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Enfant terrible нового немецкого кино Райнер Вернер Фассбиндер не был любимцем Германии. Его образ жизни можно назвать нарочито вызывающим, фильмы оспаривали общепринятые нормы и казались слишком откровенными для неподготовленной публики. Хоть он и сказал однажды, что «не бросает бомбы, а делает фильмы», его ленты действительно походили на снаряды, разрывающие ложное благополучие мирной Германии и ее граждан.

Самоучка, трудоголик, провокатор, зависимый — вот четыре составляющие RWF, Фасси или просто одного из тех, кто заставил заговорить о «новом немецком кино» весь мир.
Райнер Вернер Фассбиндер на съемочной площадке фильма «Камикадзе» / 1989

САМОУЧКА

Родившийся 31 мая 1945 года в Бад-Верисхофене в Баварии, Фассбиндер называл годом своего появления на свет 1946-й. Так он по настоянию матери причислил себя к детям послевоенного периода.

Его отец — Гельмут Фассбиндер — работал врачом, а мать — Лизелотта Эдер — переводчицей. Родители мало времени проводили с ребенком, но после развода мальчик все чаще и чаще оставался один. Когда мать работала, то отправляла Райнера в кинотеатр скоротать время. Позже Фассбиндер рассказывал, что за день успевал посмотреть один фильм, а в некоторых случаях и целых четыре.

В возрасте пятнадцати лет будущий гений стал жить с отцом в Кельне, где и приступил к написанию первых небольших пьес и рассказов. Примечательно, Фассбиндер так и не получил заветного кинематографического образования: его попытки поступить в Академию кино и телевидения дважды провалились. Аттестата о среднем образовании он тоже не получил. Отдушиной стали курсы актерского мастерства в студии Фридля Леонгарда, где его ждала знаменательная встреча с Ханной Шигуллой — позже ее назовут «золотой музой» молодого режиссера.

В 1967 году Райнер начал выступать в мюнхенском «Театре действия», а через год после закрытия основал свой собственный. Идея «Антитеатра» — из названия принципиально убрали букву h — заключалась в создании своего рода коммуны, члены которой равноправно участвовали в творческом процессе. Возглавил ее Фассбиндер, а в состав труппы перешли бывшие-будущие коллеги: Курт Рааб, Ирм Херманн, Ханна Шигулла и Пеер Рабен.

В 1969 году Фассбиндер за 24 дня снял свой первый полнометражный фильм «Любовь холоднее смерти», название которого впоследствии красной нитью проходило через всю его жизнь. «Без любви не было бы и насилия. Насилие возникает из-за злоупотребления любовью. Если вы хотите что-то изменить, этого недостаточно для развития сознания. В первую очередь, вы должны предотвратить эксплуатацию чувств в личной сфере», — говорил он.

Черно-белую ленту, созданную в стиле гангстерского кино, он посвятил Клоду Шабролю, Эрику Ромеру, Жан-Мари Штраубу и героям спагетти-вестерна «Золотая пуля» Дамиано Дамиани. Уже в этой работе можно наблюдать аскетичность стиля, присущую всем первым картинам режиссера.

Ленту тогда восприняли негативно, но вряд ли Фассбиндера это слишком волновало: он, с присущим его дьявольским трудолюбием, уже вовсю работал на созданием «Катцельмахера».

А в киносреде, тем временем, родилась звезда «нового немецкого кино».
«Любовь холоднее смерти» / 1969

ТРУДОГОЛИК

При упоминании имени Фассбиндера невозможно обойтись без цифр. Вернер Херцог как-то сравнил работоспособность режиссера с плодовитостью кроликов. «Это своего рода душевная болезнь — или попытка с нею справиться», — отвечал Фассбиндер, рассказывая, почему он снимал так много фильмов.

Желая быть быстрее всех и получая огромное удовольствие от труда, Фасси довел свою работоспособность до максимума и ожидал того же от окружающих. Фассбиндер вел специальную тетрадку, в которую проставлял оценки своим актерам. Постоянно, практически без промедления, Фассбиндер разрабатывал новые идеи. Он сознательно хотел снимать больше фильмов, чем любой другой режиссер.

За 37 прожитых лет Райнеру удалось сделать, казалось бы, невозможное: снять 44 фильма и поставить около 30-ти театральных пьес. Параллельно он выполнял функции актера, оператора, монтажера, а также работал на радио и телевидении. По воспоминаниям знакомых, некоторые киноленты Фассбиндер успевал сделать за несколько дней.

Часть секрета его плодовитости крылась в переходящем из фильма в фильм составе съемочной группы. Благодаря многолетнему взаимодействию друг с другом каждый знал, что и как нужно делать, а потому часто дело обходились без репетиций. Некоторые сравнивали методы работы Фассбиндера с диктаторскими. Его жена Юлиана Лоренц говорила, что Райнер ожидал от каждого наличия собственного мнения. Хотел, чтобы фильм был продуктом коллектива, а не хозяина и его работников.
«Горькие слезы Петры Фон Кант» / 1972

ПРОВОКАТОР

Будучи подростком, Райнер стал жгуче ненавидеть буржуазное общество и его ценности. Большое количество времени, проведенное за чтением и просмотром фильмов, помогло ему выработать критическое мировоззрение, отразившееся впоследствии в его пьесах и фильмах.

В свое творчество Фассбиндер перенял от Бертольда Брехта «эффект отчуждения». Немецкий драматург разделял мнение Аристотеля о существовании двух театров — эпического и драматического. Последний предполагал эмоциональное вовлечение зрителя в спектакль, после чего тот уже не мог критически осмыслять ситуацию. Чтобы такого не происходило, Брехт сформулировал идею, позволявшую не впадать публике в транс.

Для самого Фассбиндера это являлось своего рода «шоковой терапией». Начиная со своей скандальной репутации и заканчивая манерой съемки, режиссер использовал все средства, чтобы перевернуть сознание зрителя, расшатать устоявшиеся формы и запустить процесс критического мышления. «Я пытаюсь снять фильмы не для души, а исключительно для головы, сделать фильм, при просмотре которого не перестаешь думать, а наоборот, начинаешь размышлять», — не уставал подмечать он.

Шокировать окружающих Фассбиндер начал с юношеских лет. Однажды он рассказал родителям о своих гомосексуальных наклонностях и признался в чувствах к сыну мясника. После этого мальчик стал посещать полуподпольные бары для геев.

Он был женат, но состоял в связях с мужчинами, некоторые из которых заканчивались трагично. Многие рассказывали о тяжелом характере режиссера и тяге к садизму.
Крупного мужчину с неотъемлемыми элементами его образа — стаканом пива и в традиционной кожаной куртке (позже, правда, ее сменили цветастые пиджаки) недолюбливали ни консервативно настроенная, ни либеральная публика. Его обвиняли в антисемитизме из-за пьесы «Мусор, город и смерть» и считали пособником леворадикальной террористической организации «Фракция Красной армии», которой посвящена лента «Германия осенью». Сам себя Фасси называл анархистом.

Кажется, крайне противоречивая личность режиссера в большей степени соответствовала зыбким умонастроениям эпохи, чем его фильмы. Хотя именно они сделали из Фассбиндера живую икону поколения, вынужденного нести бремя коллективной вины за грехи своей страны, которую режиссер любил и ненавидел.
«Лола» / 1981

ЗАВИСИМЫЙ

Зависимость преследовала мастера всю его жизнь. Работа, любовники, снотворное, наркотики, сигареты — одно не могло существовать без другого, что и привело к неминуемому концу. Понятия «наполовину» для него не существовало. Если и отдаваться чему-то, то сразу — целиком, без оглядки.

Он не разделял личную жизнь и работу. Семья, друзья и любовники появлялись в его лентах. Ирм Херманн сыграла безмолвную секретаршу Марлен в «Горьких слезах Петры фон Кант», Гюнтер Кауфман, которого режиссер пытался располагать к себе дорогостоящими подарками, получил главную роль Гюнтера в фильме «Боги чумы», эмигранту из Марокко Эль Хеди Бен Салему, страдающему хроническим алкоголизмом, Фассбиндер посвятил свою последнюю работу «Керель». Даже мать режиссера нередко появлялась в кадре под псевдонимом Лило Пемпайт.

В своих фильмах Фассбиндер продвигал идею о том, что власть становится определяющим фактором во всех аспектах человеческих отношений. И сам нередко оказывался ее заложником.

В 1979 году на вопрос «как вы представляете себе старость?» из анкеты немецких школьников Фассбиндер ответил: «Я на нее не рассчитываю». И не прогадал. Режиссера нашли мертвым 10 июня 1982 года в возрасте 37 лет.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Торопцев С.А. «Международный брэнд» китайского кино: режиссер Чжан Имоу. С. 23.
Майзель Е. Чжан Имоу. Китайское правописание
Торопцев С.А. «Международный брэнд» китайского кино: режиссер Чжан Имоу. С. 96.
Made on
Tilda