ВАСИЛИСА БОЛДЫШЕВА
19 СЕНТЯБРЯ 2019

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДУШ НА УЛИЦЕ ОБЕРКАМПФ В ПАРИЖЕ: МЕСТО, КОТОРОЕ ДАРИТ НАДЕЖДУ

Рецензия на документальную зарисовку Жюли Конт, посвященную социальной проблематике публичных благотворительных пространств
Режиссер: Жюли Конт
Страна: Франция
Год: 2019

В рамках международного конкурса документальных картин на фестивале «Послание к человеку» состоялась премьера дебютной работы французского режиссера Жюли Конт, посвященной феномену общественных душевых. В 2014 году в доме, где жила Конт, на месяц отключили воду. Первое посещение общественного душа развеяло ее предубеждения относительно этого табуированного места – залы были чистыми, персонал – вежливым, лишь немногие из посетителей бедствовали, остальные же просто не имели доступа к воде. Всего в Париже 16 таких заведений. Выбор Конт не случайно пал на душевую на улице Оберкампф – там есть благотворительная прачечная. Это значило, что люди будут возвращаться обратно, и знакомство с героями пройдет постепенно.

Конт считает, что возможность принять душ спасает от отчаяния. Человек может скрыть от посторонних, что не ел несколько дней или спал на улице, но притвориться чистым у него не получится. Конт показала место, которое дарит надежду. Как сказал один из героев: «если человек хочет быть чистым, значит, он верит в себя».

Социальная проблематика – главное, что беспокоит режиссера. Чтобы предостеречь зрителя и продемонстрировать важность благотворительных образований, Конт включает в фильм хронику с желтыми жилетами, порождением социальной несправедливости. Режиссер планирует продолжать работу над проектами, которые позволяют изнутри взглянуть на проблемы общества и сложную природу человеческих отношений.

Василиса Болдышева, автор «Кинотекстов» и этой заметки, пообщалась с Жюли.
Как Вы определяете моральную границу между тем, что можно снимать и что нельзя? Люди, которые высказываются в Ваших фильмах, говорят то, что хотят, или Вы как-то подталкивали их к этому?
Что касается сьемки, это было всегда решение самих участников съёмочного процесса, персонажи давали свое согласие на то, чтобы их снимали. На сьемках присутствовали мой продюсер и звукорежиссёр, которые тоже делали все, чтобы создать наиболее непринужденную обстановку. Касательно второго вопроса, я ничего не делала, чтобы навести героев на какую-то мысль. Все, что мы слышим в фильме – это размышления и наблюдения людей, которых я встретила в этих общественных душевых. Даже структура фильма оказалась под их влиянием – люди сначала хотели, чтобы их записывали на микрофон, а потом уже снимали. Так что каждый говорил только то, что его лично волновало.
В Вашем фильме камера часто поставлена в соседнем помещении от того, где находится Ваш герой. Мы видим человека через дверной проем и, так скажем, рамку кадра из стен душевой. Пытались ли Вы этим показать, что дистанцируетесь от происходящего, наблюдаете за жизнью через замочную скважину?
На самом деле объяснение просто. Поскольку мы говорим об общественных душевых, надо понимать, что люди там находятся в довольно незащищенном состоянии, и они могу стесняться.

Поэтому мне не хотелось снимать их слишком близко, мне хотелось выдержать хоть какую-то дистанцию, чтобы они чувствовали себя комфортно.
Из беседы с очаровательной Жюли Конт можно сделать вывод, что деликатная забота о приватности и комфорте посетителей общественных душевых – это социальная позиция режиссера по отношению к членам общества в целом.

Редактор: Лена Черезова

Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Made on
Tilda