ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 27 ФЕВРАЛЯ 2019

ПСИХО

Рецензия Олега Прекраснова на культовый триллер маэстро саспенса Альфреда Хичкока

ПСИХО

ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 27.02.2019
Рецензия Олега Прекраснова на культовый триллер маэстро саспенса Альфреда Хичкока
ПСИХО
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 27.02.2019
Рецензия Олега Прекраснова на культовый триллер маэстро саспенса Альфреда Хичкока
— Вы уверены, что не хотели бы немного задержаться? Поговорить?
— Хотела бы, но…
— Хорошо. Ну, увидимся завтра!
Из фильма «Психо»

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Альфред Хичкок
Страна: США
Год: 1960


В апреле 1959 года Роберту Блоху, автору романа «Психо», предложили 7500 долларов за права на сценарий, а 6 мая назвали сумму в 9000 долларов. «Именно тогда, – вспоминает Блох, – я узнал, что «Психо» был куплен для мистера Альфреда Хичкока».

С этого момента началась история одного из самых новаторских и культовых фильмов за всю историю кинематографа, повлиявшего на целое поколение режиссёров и зрителей, а также не похожего на все предыдущие картины маэстро.

«Я всегда учитываю тот факт, что ради привлечения зрителя нам необходимо его перехитрить. Наш зритель – пристальный и превосходно натренированный сыщик».
Альфред Хичкок (и он же – далее)

Молодая девушка Мэрион (Джанет Ли), устав от рутины и работы, крадёт доверенные ей 40 тысяч долларов и устремляется навстречу новой жизни. Из-за плохой погоды и рока судьбы, она съезжает с главной дороги и останавливается у мотеля, которым заправляет юный и безобидный паренёк Норман Бэйтс (Энтони Перкинс). По его словам, в заведение давно никто не заезжает, а компанию ему составляет больная мама, живущая в зловещем особняке по соседству. Бэйтс приглашает Мэрион на ужин, где рассказывает о своём трудном детстве. Закончив трапезу, девушка отправляется в душ, где её… убивают. Посреди фильма.

Хичкок снял «Психо» (с англ. «Psycho» - сумасшедший) после одного из самых крупных и дорогих фильмов того времени - «На север через северо-запад».

Режиссёр хотел создать нечто экспериментальное и непохожее на его предыдущие работы, и для этого, согласно книге «Хичкок. Ужас, порожденный Психо», спрашивал знакомых, каким мог бы стать первоклассный и недорогой так называемый «шокер» - психологический триллер с непредсказуемым сюжетом.
«Если бы я снимал «Золушку», то зрители ждали бы, что у нее под кроватью найдут труп».
Когда помощница режиссёра искала материал для экранизации среди нескольких тысяч заявок, то наткнулась на рецензию от киностудии «Парамаунт», повесившую на роман «Психо» ярлык «для кинематографа недопустимый». Отдав его на чтение Хичкоку, помощница не знала, насколько точным было попадание – здесь и страшные убийства, и мрачный особняк, и помутнение рассудка. Одной из главных вещей, привлёкшей взгляд маэстро, оказалась сцена в душе, ведь после близкого знакомства главной героини со зрителями никто не ожидал резкого поворота сюжета. Сценарий, который сначала написал Джеймс Кавана, не очень понравился режиссёру, поэтому был приглашён Джозеф Стефано, ожививший образы героев и диалоги. Хичкок же скупил все экземпляры книги, найденные в продаже, чтобы люди не могли узнать концовку фильма раньше времени.

Посмотрев фильм французского режиссёра Анри Жоржа Клузо «Дьяволицы», которого называли французским Хичкоком, Альфред скрупулёзно изучил этот малобюджетный ужастик и процесс его создания. «Парамаунт» не разделяла энтузиазма маэстро и отказала в финансировании новой картины. Тогда Хичкок поскрёб по карманам и вложил в проект собственные деньги. В целях экономии средств было решено пригласить не самых известных и дорогих актёров, а ленту сделать чёрно-белой, так как цветная плёнка стоила дороже. Также, по мнению маэстро, съёмка в ч/б делала фильм не таким жестоким.

«Я никогда не имел дел с фильмами типа «кто это сделал?». Это лишь умные загадки, они больше интеллектуальные, чем эмоциональные. Моего зрителя в первую очередь привлекают эмоции».
Перед нами предстаёт настоящий пир для киногурманов: непредсказуемая и полная напряжения история; с ювелирной точностью выстроенные мизансцены; блестящая игра актёров, которым веришь и сопереживаешь; работа оператора, который до этого снимал только сериалы, но за эту стильную чёрно-белую картину был номинирован на «Оскар»; нервный, раскачивающий воображение саундтрек Бернарда Херрманна. Его визжащие скрипки запомнятся надолго. Новаторской оказалась и рекламная компания, предшествующая выпуску фильма – вместо привычного трейлера вышло видео с экскурсией по локациям, где и снимали картину. Экскурсоводом выступил лично сэр Альфред Хичкок.

«Психо», будучи снятым за 800 тысяч долларов из кармана маэстро, вызвал фурор и заработал в прокате около 50 миллионов долларов. Хичкок доказал, в первую очередь самому себе, что может снимать кино в разном стиле и с разными бюджетами, не повторяясь и каждый раз находя новые оригинальные решения.

«Стиль — это лишь самоплагиат».
«Психо» навсегда останется в истории кинематографа. И пусть сейчас фильм не способен напугать так, как раньше, он по-прежнему может навести жути благодаря своим кинематографическим особенностям.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda