АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА
20 ИЮНЯ 2021

ПОРТРЕТ: ХУДОЖНИКА ИЛИ АССИСТЕНТА?

Экранизация погружения в тайну одной семьи и двух художников, Владимира Дворкина и Оза Альмога
Режиссер: Билли Минтц
Страна: Канада
Год: 2020

Как художник создает картины? Ответ на этот вопрос видоизменялся с течением эпох. До XVII века каждый деятель искусства корпел в одиночку над созданием уникального произведения. Сам делал чертежи и наброски, искал подходящие материалы для красок и подбирал цвета, дотошно выискивал натурщиков по городам и странам, чтобы те наиболее точно совпадали с его внутренним видением. Потом следовал многолетний процесс уединенной работы над огромными полотнами, чтобы спустя века, мы могли вдохновляться отточенным мастерством Босха или Микеланджело.
Источник для все фото: Докер
В XVII веке производство картин, скульптур, росписей стен поднялось на новую ступень развития. К мастерам начали присоединяться ассистенты. Теперь за автографом художника и готовой картины могла стоять целая команда призрачных ремесленников. К помощи ассистентов прибегал и Рембрандт. Они помогали реализовывать фантазии художника. Так же как и он трудились над каждой линией и мазком, но оставались вне зоны видимости и славы.

О тех, кто подписывался под работами и выступал их единоличным автором искусствоведы и режиссеры говорят, снимают фильмы, пишут книги. Но кто вспомнит о тех невоспетых художниках, без чьей помощи не было бы доведено до конца ни одно значимое произведение?

В XXI веке этим бесстрашным и жадным до фактов «героем» стал режиссер Билли Минтц и его документальный проект «Портрет».

Фильм открывает в этом году международный фестиваль «ДОКер». В списках программы: 50 новых документалок из 30 стран мира от призеров и участников Берлинского, Венецианского фестивалей и смотров неигрового кино в Торонто и Амстердаме. Ведущей темой «ДОКера» в 2021 году стала самоидентификация личности через искусство.

«Портрет» уже увидели зрители США и Канады. Для российского кино-любителя премьерный показ состоится 18 июня. Автор фильма — канадский режиссер Билли Минтц, фильмы которого транслировались на Netflix, Amazon, Showtime.

«Портрет» — экранизация тайны одной семьи и двух художников, Владимира Дворкина и Оза Альмога. За ее раскрытие берется внук Владимира Дворкина — Роман Лапшин. Он одержим доказательством правды, но такой, какой она представляется именно ему.
Роман вместе со съемочной командой разыскивает знаменитого израильского художника Оза Альмога с изначальной целью — вывести его на чистую воду и под прицелом камер добиться от него признания, что к большинству картин сам Оз не имеет никакого отношения.

Роман знает историю взаимоотношений Альмога и дедушки однобоко: ему доступны видеозаписи и фотографии Владимира Дворкина на фоне портретов, авторство которых присваивает себе Альмог. Те же картины, что некогда стояли дома у его бабушки выставлялись в израильских музеях. Все лавры достались Озу Альмогу, однако тот нигде не упоминал про то, что к созданию работ причастен и другой человек.

Так кто же врет и где скрывается правда? Кто стоял за созданием более двух тысяч картин, которые хранятся в галерее Оза Альмога?

В фильме Минц самостоятельно начинает писать портрет, также оставаясь за кадром, как и один из главных героев документального проекта — Владимир Дворкин. Ему удается удержать контроль над экранизацией, но не за развитием событий. Ведь главное правило документалиста — не навреди.

Билли Минц использует двусторонний подход к истории. С одной стороны, зритель наблюдает за напряжением от тиражируемой лжи неосведомленной публики, которую испытывает Роман. Молодой человек, очевидно, одержим наследством, в котором его деду было отказано. Картины Дворкина украшают семейный дом, а копии работ, с помощью которых Альмог сделал репутацию, можно увидеть в старых домашних фильмах и фотографиях, сделанных бабушкой и дедушкой Романа. Бабушка Романа объясняет, что одним из нюансов сделки ее покойного мужа с Альмогом было то, что ему нельзя было фиксировать произведения искусства. Однако, из-за гордости, художник пренебрегает договоренностью. Доказательства лжи Альмога непоколебимы, и Роман планирует противостоять монстру, которого он боялся большую часть взрослой жизни.

С другой стороны, режиссер «пишет» портрет Альмога. Он выносит на показ кадры, снятые с Альмогом под видом того, что он создает документальный фильм о жизни и работе художника. Альмог предстает персонажем с огромным эго. Он любит хвастаться собой и упиваться своей работой, но моментами, выказывает пренебрежение к некоторым творениям. Ни разу в ходе разбирательства Минц не дал Альмогу понять, что ему известна тайна, стоящая за большей частью картин.
Билли Минц уважает желание Романа противостоять человеку, укравшему признание дедушки. И вместе с тем, ловит одну наглую ложь за другой. Персона Альмога становится необходимой шестеренкой в сюжете, запускающей механизм на полную. Альмог, делясь своей философией об ответственности художников, снимает сомнения и с самого режиссера, говоря, что: «художники имеют право создавать красивые работы; если кто-то пострадает в процессе, так тому и быть».

В «Портрете» исследуется сложная семейная динамика. Роман противостоит не только Озу Альмогу, но и своей семье. Ведь не все разделяют его рьяное желание раскрыть семейный секрет. Некоторые члены семьи боятся последствий, другие стыдятся прошлого.

Минц ловит на камеру каждый разговор, и события начинают разворачиваться по каноном драмы: с правильной динамикой кадра и широким охватом сцен. Эти черты обычно невозможны для документального кино, но встречаются в обширных производствах с использованием нескольких камер. Важным элементом в повествовании выступает и разговор Романа с дядей, сцены из которого режиссер использует на протяжении всего фильма. Такой подход создает напряжение по мере приближения сюжета к судьбоносной развязке. Роман начинает сомневаться в своей оценке ситуации и, в частности, в характере Альмога.
Раскрытие семейной драмы снова приковывает внимание зрителя. Кто прав, а кто виноват в конкретно этой истории — знают только Оз Альмог и Владимир Дворкин. И версию последнего, не по значимости, героя, мы не узнаем.

И нам, зрителям, снова приходится выносить свой вердикт: «Портрет» — фильм про художника или ассистента? Правда, вполне возможно, что за простыми фактами прячется гораздо более сложная правда.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Made on
Tilda