При этом, веселье не ушло. Работает бар, работает оркестр, у героев красивейший фуршет, некоторые друзья встречаются дома, дети продают на улицах фиалки. В этом празднике находят спасение жители разрушенного города, по которому постоянно маршируют солдаты. Наиболее красивый образ этой темы — полонез, уходящий в утреннее солнце через зеркальный коридор. Этот польский по-происхождению бальный танец обычно открывает бал. Так и колонны (из-за зеркал) персон, заканчивающих под утро свой праздник, начинают бал — нечто большее, где-то в будущем. Утренние лучи дарят зрителям надежду, что поддерживается портье, который поутру расчехляет польский флаг и тоже уходит в залитую Солнцем дверь, под звуки полонеза. В этом танце авторы видят символический выход из военных конфликтов для всей Польши.
День — вечер — ночь — утро. Действие фильма занимает одни сутки, которые после сменятся другими сутками. В этом есть фатальная цикличность. Фатум преследует Мацека. Каждый раз прощаясь с Кристиной, он случайно встречает Щуку. Пока он прячется под лестницей, на него падает тень греческого спирального орнамента. Начатый со смерти, ей же фильм и закончится. Встречая белую лошадь, Мацек не отдаёт себе отчёта в символическом значении её появления — скорой смерти. Даже перевёрнутый крест в разрушенной церкви можно истолковать как некий спойлер к финалу: Мацек, как Святой Пётр, не достоин светлой жизни с Кристиной, и этот выбор он совершит добровольно. Честь и слово не позволяют ему оставить дело незаконченным, и к хрупким домашним фиалкам дороги назад уже нет.
Правильно замечает Щука: когда в твоем теле оказывается пуля, уже не важно, немецкая она или английская. Герои не артикулируют, за что сражаются. Это подразумевается. Сама война словно стала необходимостью. Сражения лишены возвышенного военного пафоса, они совершаются в тени, засаде. Планы проговариваются в душных темных помещениях, где тесно и не хватает воздуха. Анджей и Мацек решают вопросы в баре у открытого окна, наблюдая за ногами прохожих. А Анджей со своим начальником обсуждает планы в тёмном пустом помещении типа чердака. Но авторам не важны причины и мотивы, важна сама суть войны, которая не прекратилась с победой над нацистами. На эту оценку указывает метафора с мотыльком, ударяющимся об лампу в комнате, где проходит допрос повстанца. Освободители сопоставляются с этим мотыльком, они летят в ночи к электрической лампе, свет которой представляется им свободой.