СОФЬЯ ШЕНГЕЛИЯ | 1 ФЕВРАЛЯ 2024

БЕДНЫЕ-НЕСЧАСТНЫЕ: МОЯ СТРАННАЯ ЛЕДИ

Что общего между библейской Евой и Франкенштейном?

БЕДНЫЕ-НЕСЧАСТНЫЕ: МОЯ СТРАННАЯ ЛЕДИ

СОФЬЯ ШЕНГЕЛИЯ | 01.02.2024
Что общего между библейской Евой и Франкенштейном?
БЕДНЫЕ-НЕСЧАСТНЫЕ: МОЯ СТРАННАЯ ЛЕДИ
СОФЬЯ ШЕНГЕЛИЯ | 01.02.2024
Что общего между библейской Евой и Франкенштейном?
НАШИ СОЦСЕТИ
Режиссер: Йоргос Лантимос
Страны: Ирландия, Великобритания, США
Год: 2023

Триумфы бывают разные. Бывают тихие и неожиданные. Бывают громкие и сомнительные. А бывают те, которые не удивляют даже единодушием выставленной им высокой оценки. Которые воспринимаются как нечто само собой разумеющееся и разве что разжигают желание лично ознакомиться с работой и как можно скорее присоединиться ко всеобщему одобрению. В 2023 году на 80-м Венецианском кинофестивале фильм «Бедные-несчастные» греческого режиссера Йоргоса Лантимоса стал не просто фаворитом смотра, но и был удостоен его главного приза — «Золотого льва». А ведь фильму, еще до дня своей премьеры привлекающему внимание как профессионального, так и обычного зрителя, не так-то просто удовлетворить возложенные на него надежды. Небезызвестный режиссер, культовый актерский состав и интригующий источник в основе сценария — зачастую даже самых благоприятных факторов оказывается недостаточно, чтобы достичь хотя бы удовлетворительного результата. А иногда старой доброй истории, завернутой в причудливую, но крепкую обертку вполне хватает, чтобы всех и каждого заставить о себе говорить.
Изуродованный гениальный ученый в своем полном диковинных существ особняке возвращает к жизни девушку, едва ли успевшую совершить суицид, сбросившись с моста. И не просто девушку, а девушку беременную. И не просто воскрешает, а проводит операцию, в результате которой заменяет мозг несчастной на мозг так и не рожденного ею ребенка. Теперь эту девушку зовут Белла Бакстер. Белла заново учится ходить, говорить и вынуждена снова исследовать тот самый чудаковатый и жестокий мир, который совсем недавно отвергла. Вернее, именно Белла вынуждена делать все это впервые, потому что от прошлой жизни в ее распоряжении осталось только тело. И в этих непростых делах Белла добивается больших успехов. Белле даже удается обзавестись целомудренно влюбленным в нее женихом, прежде чем она, ведомая своим интересом к открывающейся перед ней действительности, «сбежит» с подозрительным и развратным адвокатом в свое большое путешествие, из которого, как это всегда бывает, она может вернуться только уже совершенно иной.

Всего лишь постмодернистское прочтение «Франкенштейна»? Или, быть может, свернувшая куда-то не в ту сторону попытка переосмысления «Пигмалиона»? Помимо как такового литературного источника для фильма так и хочется подыскать что-то еще, какое-то более общее, более укорененное в обществе произведение, но между тем способное связать воедино все многочисленные детали. И такое произведение находится из числа самых популярных — Библия. Один из самых первых ее сюжетов, бесчисленное количество раз осмысленный, но теперь претерпевший несколько иную расстановку акцентов. Сюжет о создании человека — о создании женщины.
Имя ученого — Годвин, а если коротко — Год, то есть «Бог» (Godwin — God). Но отличие местного создателя от Создателя того самого по современным меркам играет совсем не на руку второму. Этот Бог, пусть и создает из чужого материала, но и не предъявляет эксклюзивных прав на свои творения. Он не накладывает строгих запретов, а совсем напротив, лишь поощряет интерес к исследованию и знанию. Не выгоняет из своего «Райского сада» за провинность, а позволяет из него по собственному желанию уйти и даже предлагает немного денег с собой на всякий чрезвычайный случай. Однако главное его преимущество — весьма однозначный взгляд в вопросах свободы воли. Она есть, и она даже не требует компромиссов в стиле Боэция. Создатель — всего лишь создатель, а не всевидящее око или бесконечность, ведающее как о прошлом, так и о будущем своего творения: местный Бог не имеет ни малейшего понятия о предыстории оказавшегося в его руках тела, зато крайне заинтересован в его развитии и сам не прочь узнать, к чему его эксперимент приведет. Белла Бакстер — создание, обладающее одним конкретным автором, но наделенное, пожалуй, одной из самых важнейших способностей, не всегда доступных даже обычному человеку. Она сама творит свою судьбу.

Как и бесчисленное множество путников до нее, Белла отправляется в кругообразное путешествие, чтобы пройти через ряд испытаний и вернуться домой совершенно другим человеком. И ее главное отличие от предшественников заключается не в теоретическом наличии так называемого психологией «внутреннего ребенка», а во вполне конкретном, выраженном детским мозгом во взрослой черепной коробке. «Внутренний ребенок» Беллы не прячется где-то в недрах бессознательного, он — ее центральный стержень. Ее возможность оставаться верной самой себе и честной с окружающей реальностью.
И если продолжить отыскивать в «Бедных-несчастных» библейские мотивы, то, так или иначе, но все-таки придется при наличии местного Бога именовать Беллу местной Евой. Или может быть все-таки Лилит? Той самой, согласно каким-то прочим источникам, первой женой Адама, что не захотела подчиняться мужчине, посчитала себя равной своему мужу и сбежала от навязанного ей брака — при должном желании в фильме также можно отыскать и Адама: даже нескольких, а вдобавок к ним и Змея-искусителя. Да только не превосходит ли Белла обеих жен, совмещая в своей личности самые неугодные догмам черты первых женщин? Нежелание кому-либо принадлежать и острый интерес к познанию окружающего мира. Правда, свой путь к неизвестному Белла начинает не через запретный фрукт, а строго эмпирически: через секс. Имея разве что скромное представление о принятых в обществе правилах поведения, девушка не стыдится собственной возрастающей сексуальности. Она использует ее, чтобы познавать мир вокруг себя, чтобы получать удовольствие и чтобы просто жить. И разум ее раскрепощен не меньше, чем тело. Как бездонный сосуд, она осваивает одно знание за другим — не зная о существовании потолка, Белла не уткнется макушкой даже в далекое звездное небо. И это не Бог сделал ее такой — Белла Бакстер сделала Беллой Бакстер себя сама.

Чтобы рассказать историю о девушке, чей мозг после удачного суицида был заменен на мозг ее не рожденного ребенка, и теперь она отправляется в путешествие по миру в поисках новой себя, недостаточно просто отыскать привлекательные локации, пригласить хороших актеров и удачно поставить камеру. Странная история требует странного мира. Такого, в котором летающие трамваи станут вещью не более чудаковатой, чем мужчина, выпускающий изо рта мыльные пузыри. Если прошлые работы Лантимоса еще были способны отыскать себе место где-то в реальном мире, пусть и выстроившего для них диковинное жилище по их собственным диковинным правилам, то «Бедные-несчастные» — плод чьего-то ярчайшего сновидения. Это сон, в котором жестокость умеет вызывать смех, а несдержанность смотрится куда правильнее любой тактичности. Сюрреализм — излюбленное искусством течение, которое на этот раз, кажется, обретает в меру приземленную, но оттого лишь более всеобъемлющую форму. Отличительная характеристика любого сна — это хаотичная последовательность событий и явлений, но в «Бедных-несчастных» каждое последующее действие предугадывается с приятной легкостью. И происходит это потому, что даже в своих чертогах сны обязуются следовать неуклонным законам собственной фантасмагоричной реальности.
Режиссер «Фаворитки»? Автор «Убийства священного оленя»? Обладатель множества европейских кинонаград? Может быть, один из основных представителей греческой «странной волны»? Иногда обилие именований указывает не на непостоянность лица, а на его исключительную способность покорять все новые вершины, не преуменьшая притом прежние заслуги. А это признак развития не только вперед и вверх, но и экспансия за пределы одного точно избранного направления. У слова «странный» всего одно примерное значение, но Лантимос обладает исключительной способностью разобрать каждый из его оттенков и каждый наделить своей устойчивой образностью. Подарить зрителю не то, что тот хочет, а то, о чем он прежде не задумывался, но на самом деле именно в этом и нуждался. Не обмануть, а превзойти. От новых картин режиссера, своими дебютными работами поспособствовавшего созданию нового кинотечения, всегда ждешь чего-то особенного и как минимум не снижающего ранее заданной планки. И разве существует кинематографическое удовольствие приятнее, чем когда все твои ожидания совершенно оправдываются?

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda