Ная гусева | 11 ФЕВРАЛЯ 2023

БОЛЬШЕ ЧЕМ НИКОГДА: ОТКРОВЕНИЕ ГАСПАРА УЛЬЕЛЯ

Фильм-прощание с любимым актером и фильм-трагедия о прощании с близким человеком, которая учит отпускать и принимать неизбежное

БОЛЬШЕ ЧЕМ НИКОГДА: ОТКРОВЕНИЕ ГАСПАРА УЛЬЕЛЯ

НАЯ ГУСЕВА | 11.02.2023
Фильм-прощание с любимым актером и фильм-трагедия о прощании с близким человеком, которая учит отпускать и принимать неизбежное
БОЛЬШЕ ЧЕМ НИКОГДА: ОТКРОВЕНИЕ ГАСПАРА УЛЬЕЛЯ
НАЯ ГУСЕВА | 11.02.2023
Фильм-прощание с любимым актером и фильм-трагедия о прощании с близким человеком, которая учит отпускать и принимать неизбежное
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ

И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.


Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим.


Откровение Иоанна Богослова. Глава 3. Стих 1

Режиссер: Эмили Атеф
Страны: Франция, Германия, Люксембург, Норвегия
Год: 2022

Творческое объединение Arthouse выпустило на больших экранах болезненно личное высказывание Эмили Атеф о принятии смерти — и со стороны уходящего, и со стороны скорбящего. «Больше чем никогда» оказался пророческим и стал последней картиной для Гаспара Ульеля, погибшего в январе прошлого года.
Главная героиня Элен в исполнении Вики Крипс неизлечимо больна. Ее муж Матье, которого и сыграл Гаспар Ульель, пытается сделать все возможное, чтобы поддержать жену. Такой типаж называют golden retriever — он не отойдет от вас ни на шаг, будет рядом до последнего и саккумулирует в себе всю оставшуюся в этом мире доброту.

Однако на Элен эта жизнерадостность не распространяется. Это не персонаж мелодрамы о том, как правильно прожить последние деньки, чтобы вспомнить их в жизни после смерти (если она, конечно, есть). Элен не понимает цветастых картинок с цитатами философов о том, как важно ценить жизнь, и замечает неловкий дискомфорт у знакомых при встрече с ней. Мы даже не знаем точный диагноз героини до середины фильма, ведь заключение врача никак не отменит тот факт, что она рано или поздно умрет.

С этим не готов смириться разве что Матье, надеющийся на спасительную операцию при высоких рисках и ждущий донора легких, как манну небесную. Элен не надеется на светлое будущее и в целом не уверена, хочет ли она его наступления. И пытается найти единомышленников в Интернете.
Наверное, единственное, что связывает этот фильм с любой другой картиной о принятии смерти или поиске себя — это природа как окончательный триггер. Вспомните Уолтера Митти, отправившегося в путешествие по Исландии, Гренландии и Гималаям. Весь шум в его голове растерялся по скалам, выветрился по бесконечным дорогам.

Среди жизнерадостных постов Элен привлекают одинокие домики где-то в Норвегии. Фотографию сделал Бент с никнеймом «Мистер», который точно так же смертельно болен, но видит эти домики каждый день.

Момент, когда Элен решает ехать в Норвегию — это точка невозврата. Матье понимает, что бороться может — и хочет — из них двоих только он сам. Для Элен эта поездка становится своеобразным откровением, после которого нет ничего, кроме пустоты.

Встреча с Бентом, который смирился и сжился со знанием о скорой смерти, становится для Элен седьмой печатью. Вопреки убеждениям за ней не следует кульминация. За ней лишь удивительное безмолвие и бесконечный горизонт.
«Больше чем никогда» — это не терапия, а тем более не книга советов о том, как справиться с потерей или смириться с мыслью о ней. Это напоминание о том, что мы обычно забываем сделать, расставаясь на время или навсегда — задержать дыхание, нащупать почву под ногами и попрощаться.

Для зрителя картина Эмили Атеф станет возможностью попрощаться с Гаспаром Ульелем, который, кажется, навсегда запомнится именно ролями тех, кто всегда рядом. Наверное, поэтому сердце сжимается, стоит Матье появиться на экране и начать убеждать любимую в необходимости жить во что бы то ни стало. Но не надо скорби: насладитесь норвежскими фьордами и гипнотической игрой Вики Крипс, бьющей в лоб прямолинейностью и медитативными композициями Йона Бальке.

Когда в финальных титрах первым появится имя Гаспара Ульеля, задержите дыхание, нащупайте почву и попрощайтесь.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda