АЛЬБИНА АХАТОВА | 19 СЕНТЯБРЯ 2023

ПИЩЕБЛОК-2: ДУРНАЯ КРОВЬ

Спорное продолжение спорного сериала о пионерах и вампирах, что посягают на кровеносную систему советского государства

ПИЩЕБЛОК-2: ДУРНАЯ КРОВЬ

АЛЬБИНА АХАТОВА | 19.09.2023
Спорное продолжение спорного сериала о пионерах и вампирах, что посягают на кровеносную систему советского государства
ПИЩЕБЛОК-2: ДУРНАЯ КРОВЬ
АЛЬБИНА АХАТОВА | 19.09.2023
Спорное продолжение спорного сериала о пионерах и вампирах, что посягают на кровеносную систему советского государства
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Эдуард Бордуков
Страна: Россия
Год: 2023

В мае писатель Алексей Иванов, автор романа «Пищеблок», по которому, собственно, и был снят одноименный сериал, приехал в Казань презентовать новый роман «Бронепароходы». После официальной части началась автограф-сессия, в очереди на которую я отстояла не меньше часа, чтобы получить автограф и, конечно, задать волнующий меня вопрос о развитии событий «Пищеблока» уже за его пределами.

— Если сначала вампирами были дворяне, пившие кровь у простых людей, потом ими стали коммунисты, которые тоже стали пить кровь у всех подряд, то Валерка, когда подрастет, в 90-х станет олигархом или главой ОПГ и тоже будет пить кровь у простых людей? — спросила я у Иванова.

 — Валерка не станет вампиром, — возразил писатель. — В конце романа есть намек на то, как избежать превращения в вампира и снова стать человеком. Но в продолжении сериала Валерка станет вампиром, — и Алексей Иванов добавил, что он тут ни причем, и новый сезон написан без его участия, но с его одобрения и благословения.
Собственно, про второй сезон первым же делом хочется сказать, что ушедшая из-под ног новых создателей сериала, — пришедшей на смену «Среде» кинокомпании «Лунапарк» — почва литературного первоисточника очень сильно повлияла на качество сценария и увлекательность сюжета. Если первый сезон был просто безвкусно снят автором таких же «четырех-из-десяти-рейтинговых» ужастиков Святославом Подгаевским, то в продолжении чувствуется именно неопытность нового режиссера — им стал бывший легкоатлет Эдуард Бордуков, после окончания спортивной карьеры снимавший фильмы о спорте (например, «Коробка» или «На острие» со Светланой Ходченковой, Стасей Милославской и Сергеем Пускепалисом), — помноженная на отсутствие захватывающего сюжета и нестандартного высказывания.

Если сначала вампирами были коммунисты, что оказалось довольно неожиданной и интересной идеей, то в этот раз сценаристы прикрыли вампиров религией. С одной стороны, это интересно и тоже неожиданно, так как по лору «Пищеблока» вера — враг вампиров, потому, будучи коммунистами, они взрывали храмы и ограничивали ее. Также эта тема — вечная и злободневная. Но, похоже, команда сериала испугалась гнева РПЦ и не стала ее развивать. К тому же к концу сериала такой поворот вызывает раздражение, мол, ничего интереснее придумать не могли, кроме как переворачивать идеи из книги, выдавая их за свои новые и заставляя зрителей бесконечные «прыжки веры» совершать?

Также сценаристы попались и на другой крючок. Делая проект в мистическом жанре, невероятно велик соблазн все объяснения и находки свалить на подсказки от привидений, чтение мыслей, знахарей, экстрасенсов, прочие магические подпорки и не руководствоваться логикой расследования, присущей детективному жанру, также присутствующему в сюжете. Даже там, где сценарий отработан хорошо, и один герой узнает что-то благодаря собственной смекалке, то другой — благодаря «видениям» и «предчувствиям». Может быть, это и привело к появлению множества противоречий в правилах мира, диалогах и действиях героев и не выстреливших ружей, в результате чего сценарий похож на неотработанный черновик?
Продолжение «Пищеблока» напрямую и без стеснения ориентируется на «Очень странные дела», российской версией которых сериал окрестили два года назад. Это тоже своего рода костыль, потому что подражать проще, чем придумывать новое, снимать по книге легче, чем писать оригинальный, не менее увлекательный сценарий. «Пищеблок-2» подражает культовому американскому сериалу в заставке с неоновым заголовком и номером сезона, копирует едва ли не один в один саундтрек. К сожалению, при этом продолжение минусует подробное воссоздание атмосферы 80-х годов, которым известны «Очень странные дела» и которое вполне неплохо было выполнено в первом сезоне «Пищеблока». В продолжении нет ощущения советского времени, как и антуража — в интерьерах и костюмах. Костюмы в лучшем случае вдохновлены экранизациями «Дракулы» и очень далеки от советского стиля и одежды (кожаные штаны и берцы Риты, короткая юбчонка Вероники, ветровка Левы, джинсовка с меховым подбоем Валерки). Интерьеры скорее гламуризируют советский образ жизни, чем показывают «лучшую версию Советского Союза», как заявил в интервью «Кинопоиску» художник-постановщик сериала Максим Алипченко. Бессмысленно, имея конкретный хронологический сеттинг, изображать его недостоверно. Проще перенести действие в другое время и поселить персонажей в «икеевских» квартирах две тысячи какого-то года, тем более что у продолжения больше нет никаких ограничений для соответствия книжному оригиналу. Город, ставший вместо пионерлагеря одной из новых локаций сериала, не ощущается как советский, он присутствует в качестве набора перебивок и только, тогда как в первом сезоне чувствовалось, что это советский пионерлагерь.

Единственное сходство с «Очень странными делами» совершенно непреднамеренно — это выросшие за два года дети-актеры, превратившиеся в таких же «крашей», как Финн Вулфхард к четвертому сезону шоу братьев Даффер. Но все актерские работы, к сожалению, кроме Тимофея Трибунцева и, так уж и быть, Дениса Парамонова, выполнены даже хуже, чем в предыдущем сезоне, не говоря уже о том, что ни разу не дотягивают до американских коллег. Возрастной Трибунцев, понятное дело, на опыте, на классе и на харизме, в новом сезоне весь из себя такой Ван Хельсинг, а Парамонов, если вы помните его по «Филфаку» или «Красным браслетам», хотя бы демонстрирует разнообразие амплуа от милого юноши до мерзкого высокопоставленного сыночка-абьюзера, которому все дозволено. В то же время, если вы знаете Сергея Епишева как заикающегося су-шефа Леву из «Кухни» или нервного второго замминистра Викентьева из «Последнего министра», то главным сверхмогущественным и суперопасным злодеем он вам не покажется. Максимум — блеклой копией «Носферату». Риналь Мухаметов вместе с черной рясой православного священника болтаются туда-сюда, не находя себе применения. Актрисам в новом сезоне и вовсе нечего играть: героиня Ангелины Стречиной, волевая и дерзкая Вероника, превратилась в «даму в беде». То же на протяжении сезона происходит и с новой героиней Ритой, сыгранной Ксенией Трейстер, — сначала она отбивает Валерку и Анастасийку от хулиганов, чтобы потом, видимо, трагично издыхать от лейкемии (рака крови), которая в итоге даже никак не влияет на развитие сюжета! Вообще, изменение каста вызывает вопросы — бездарный слив преданной Анастасийки ничем, кроме как необъяснимым стремлением тут же свести парня с новой смазливой девицей, объяснить нельзя. Тем страннее оставлять актрису играть голос совести человека-вампира. В общем, феминистская прогрессивность и базовая проработка главных персонажей на уровне личностей, а не шаблонов и функций, отсутствуют.
Техническая сторона сериала вызывает противоречивые впечатления. С одной стороны, как и в первом сезоне, находки операторского юнита восхищают игрой с красным освещением и другими визуальными перекличками с кровью. С другой стороны, как и в предыдущем сезоне, звукорежиссеры опять накосячили с переозвучанием, и часто губы и звук несинхронны, а в некоторых местах и вовсе лучше включить субтитры. А еще странный вид у Валерки получился в тех местах, когда в нем просыпается вампирская сущность: глаза наливаются краснотой, поэтому и зрачки у него тоже в этот момент резко расширяются, что напомнит нам, потребителям рилсов и тик-токов, те видосики, где у котов точно так же резко расширяются зрачки при пробе арбуза или прочей экзотики.

Второй сезон оказался вторичен относительно и первого, и литературной основы. И новеллизация сериального продолжения, в которой обещали дополнительные материалы, вряд ли что-то изменит. Если безвкусие постановки первого сезона вытягивал книжный первоисточник с его концепцией-перевертышем, то во втором нет даже и этого, чтобы спасти положение. На таком фоне все-таки хочется отдать должное сценаристам: ход действия пусть и получился хромым и прыгающим на костылях, визуал красивым, но неуместным, а персонажи — неживыми, они все-таки не сдались лени ли, неопытности ли окончательно и включили в сюжет неожиданные повороты, интригу и обманутые ожидания, что не превратило сериал в совсем уж пресное зрелище.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda