АЛЬБИНА АХАТОВА | 18 ИЮЛЯ 2021

ПИЩА ДЛЯ УМА: ПОЧЕМУ «ПИЩЕБЛОК» — НЕ ПРОРЫВ

Беспристрастный разбор сериальной экранизации романа Алексея Иванова, дышащей пионерским фольклором, флэшбэками и страшилками

ПИЩА ДЛЯ УМА: ПОЧЕМУ «ПИЩЕБЛОК» — НЕ ПРОРЫВ

АЛЬБИНА АХАТОВА | 17.07.2021
Беспристрастный разбор сериальной экранизации романа Алексея Иванова, дышащей пионерским фольклором, флэшбэками и страшилками
ПИЩА ДЛЯ УМА: ПОЧЕМУ «ПИЩЕБЛОК» — НЕ ПРОРЫВ
АЛЬБИНА АХАТОВА | 17.07.2021
Беспристрастный разбор сериальной экранизации романа Алексея Иванова, дышащей пионерским фольклором, флэшбэками и страшилками
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссеры: Святослав Подгаевский
Страна: Россия
Год: 2021

Дисклеймер: автор рецензии не читала оригинальный роман Алексея Иванова.

«Пищеблок» выступал новым флагманом «Кинопоиск HD» после «Топей», вышедших в феврале 2021. Редакторы «Кинопоиска» в специальном подкасте по сериалу в лучших традициях дикторов и журналистов федеральных телеканалов расхваливают свой продукт, ищут в нем глубинные смыслы и оправдывают ляпы, оценки сериалу ставятся высокие, тогда как процент и содержание отрицательных зрительских рецензий резко противостоит этим цифрам и мнениям. Сериал действительно стал популярным, но это не спасло его слабое воплощение от провала качественного.

Пионер Валерка Лагунов приезжает на «олимпийскую» смену в лагерь «Буревестник». Меланхоличный с виду мальчик и вправду переживает горе: недавно погиб его любимый старший брат Денис при очень нестандартных обстоятельствах. По пути в лагерь Валерка обзаводится другом — футболистом Левой Хлоповым, который, внезапно, начинает пить кровь у соседей по комнате. И Валерка в одиночку, не находя поддержки ни у взрослых, ни у студентов-вожатых, расследует, что происходит в пионерском лагере, и что за кровопийцы тут поселились.
Судя по прочитанным автором рецензиям и интервью с самим Алексеем Ивановым, основная метафора книги и, следовательно, сериала — это перенос вампирской иерархии, обрядов и целей на коммунистическую идеологию. В частности — в юном пионерском возрасте, когда в детях формируется приверженность коллективизму, тотальному следованию уставам и правилам, одинаковости и образцовости. А до этого, как становится понятным из флэшбэков — кровь пили дворяне из своих крепостных и крестьян: получается, одна вампирская идеология сменила другую.

С помощью вампирского образа буквально обыгрываются переносные смыслы про «пить кровь» в значении «издеваться», «надоедать», «истощать жизненную энергию». Действительно, от классических вампиров идеологически заряженные члены общества ничем не отличаются, надоедая пресловутым коллективизмом таким безобидным обывателям как Валерка. Даже уничтожить классическими способами их нельзя: чеснок, огонь и самодельный металлический крестик без веры их не берут, но отпугивают святая вода и заброшенная церковь. Почему — в сериале не объясняется, но легко догадаться, что «опиум» религии, как правило, вреден для любого приверженца коммунизма. К сожалению, в сериале эта мистическая метафора вампиризма идеологии — весьма оригинальная и не затасканная на фоне всеми принятого реалистического подхода к отражению жизни в СССР — прослеживается и улавливается с трудом, будучи задвинутой на задний план кучей недостатков, как технических, так и сюжетных.
Как говорится, рыба гниет с головы, а значит, следует обратить внимание на послужной список режиссера Святослава Подгаевского, где сплошь и рядом ужастики на основе русского фольклора с оценками пользователей в среднем 4,6 по 10-бальной шкале: «Пиковая дама: Черный обряд», «Невеста», «Русалка: Озеро мертвых», «Вдова», «Яга: Кошмар темного леса». Из предстоящих проектов режиссера — еще штук пять таких же, судья по названию, хорроров. Похоже, что ни кинодел, ни студии на ошибках не учатся и продолжают делать проекты, не имеющие успеха и не отличающиеся качеством. В «Пищеблоке» это отражается на жизненно важных кино-органах: постановке, сценарии, актерской игре. Качественно сделанные отдельные элементы — операторская работа, идеи первоисточника, декорации — собираются в нечто общее неудобоваримое, на этапе пост-продакшна испорченное неуместными слоу-мо, саундтреком, преимущественно из зарубежных песен — с явной целью походить на «Очень странные дела», но слабо отражающие дух времени и абсолютно диссонирующих с иллюстрируемыми эпизодами, а также монтажом, недоуменно обрывающим сцены, и потрясающе отвратительной работой со звуком.

При этом в сериале очень здорово проработаны атмосфера с помощью визуальных решений: в соцсетях только и разговоров о неоновой подсветке, которая, несмотря на неисторичность, органично вписывается в настроение и создает, в отличие от сценария и актеров, хоть какой-то саспенс — например, в сцене с дискотекой, где вампиры расходятся вовсю и сосут кровь у всех подряд. Снятые в другой части Волги — в Тверской области вместо оригинальной Самарской — виды леса, полей и реки показывают огромный, всеохватный, контрастирующий с маленьким мирком лагеря фон. Также в немногочисленные плюсы сериала хочется добавить использование пионерского фольклора, флэшбэков и страшилок, которыми обрамляются серии и связываются события внутри них, и то, как они обыграны. И на этом все удовольствие заканчивается.
Хочется из недостатков и недоработок вынести работу со звуком и переозвучание. Казалось бы, проблемы с переозвучкой должны были закончиться где-то в шестидесятых, когда, например, совершенно кустарно переозвучили отдельно взятые эпизоды «Молодой гвардии» 1948 года. Если «Пищеблок» — пионер в нестандартных взглядах на советскую действительность, то еще и в ужасном звуковом сопровождении, ибо где это видано в XXI веке, чтобы герои несколько секунд, за которые все можно разглядеть явственно, не попадали словами в движение губ? К счастью, такое происходит не постоянно, иначе бы такую откровенную халтуру не спасли и бесконечные промо-материалы на «Кинопоиске». Но довольно часто, чтобы заметить и справедливо возмутиться.

Актерский состав собрал мощный пул артистов разной величины: опытных и широко известных — Тимофей Трибунцев, Сергей Шакуров, Ирина Пегова, Николай Фоменко; восходящих звезд — Ангелина Стречина («Мир! Дружба! Жвачка!», «Аванпост»), Денис Парамонов («Филфак», «Красные браслеты»), Илья Коробко («Молодежка», «Единичка»), Роман Евдокимов («Перевал Дятлова», «Подольские курсанты»), и не примелькавшиеся лица вчерашних дебютантов Даниила Вершинина, Александра Новикова, Федора Федосеева, Марии Абрамовой и исполнителя главной роли Петра Натарова. Причем некоторых могло бы и не быть в этом списке: линия со старшим братом Валерки в книге отсутствовала. Создается впечатление, что роль написали специально для Ильи Коробко, потому что никакой другой функции, кроме художественного приема, она не несет — если ее убрать, ничего не изменится.

Несмотря на слабую, выдавленную — или наоборот, слишком усердную до переигрывания — актерскую игру, хочется похвалить кастинг-команду сериала за найденные свежие лица, которые при должном усердии и удаче на качественные проекты смогут вырасти в талантливых и сильных артистов как, в свое время, Семен Трескунов, Таисия Вилкова, Артур Смольянинов. Кстати, исполнителю роли Валерки, Петру Натарову, в силу ощутимого потенциала — просто не растянутого на все восемь серий и не раскрытого до конца режиссером — и поклонники сериала, и ненавистники, спустили все огрехи в актерской игре: у юноши в несколько раз больше подписчиков в Инстаграме, чем у Даниила Вершинина, исполнителя роли второго главного героя Игоря, а это ярко показывает, кого полюбили больше.

Адаптация сценария прошла болезненно, судя по получившемуся результату. Растянуть книжку в 400 страниц на восемь серий было плохой идеей, ведь появившиеся лакуны и сюжетные дыры пришлось как-то штопать. Идеальной заплаткой в таких случаях, конечно же, становятся необоснованные и нелогичные поступки и скучные диалоги героев. И сценарий ковыляет дальше на сюжетных костылях по роялям в кустах, растворяя остатки зрительского доверия и сопереживания в воде, в которую потому будут брошены концы аж нескольких сюжетных линий. Задел на второй сезон? Не дай бог.
Из-за адаптированного сценария и появилась в сериале пресловутая обнаженка и куча секса, которых не было в книге. Если бы на монтаже порезали значительную часть эротических сцен, а не сюжетно важных моментов, тогда бы подростковая аудитория, отсеченная рейтингом 18+ далеко не из-за обилия крови, могла бы смотреть сериал, где им как раз можно ассоциировать себя с героями-пионерами, а взрослым зрителям не пришлось бы стыдиться за безвкусие отечественных киноделов. С одной стороны, если обнаженная натура настолько важна, то никакие кинокодексы пока не запретили снимать с ракурсов и положений камеры, скрывающих наготу. Но, к сожалению, в «Пищеблоке» секс не несет смысловой нагрузки: мы даже не видим, чтобы парень и девушка занимались чем-то еще, кроме него, а тогда какие чувства и любовь между ними? К тому же недвусмысленный фокус камеры на отдельно взятых частях тела вожатой Вероники говорит о том, что она привлекла Игоря далеко не человеческими качествами. Таким образом, эти отношения выглядят не более чем курортный роман. В отличие от сериала «Нормальные люди», где показать секс в больших количествах было важно потому, что у героев не получалось выражать свои чувства иначе, «словами через рот», ну и сама близость раскрывала характеры персонажей.

С другой стороны, вряд ли в СССР не было секса, просто о нем никто не говорил — и, видимо, создатели сериала воспринимают это как боевой клич поднять тему и показать ее буквально со всех сторон. Короче говоря, количество обнаженных тел и откровенных сцен в «Пищеблоке» такое же необязательное, как в том же «Гоголе», и решены они отвратительно: как и метафора эякуляции у 14-летнего мальчика на спящую девочку с параллельным монтажом наблюдающего за купающейся в чем мать родила Вероникой Игоря, так и домогательства старшей вожатой к Игорю, Вероники к своему жениху — который вообще-то против секса до свадьбы и так далее.

Сравнение «Пищеблока» с «Очень странными делами» — причем не только зрителями, ждущими премьеру, но и активно насаждаемое создателями с помощью постера в стиле, анонсами и нагло используемым самим словосочетанием — было основным локомотивом пиар-кампании сериала. Кроме огромной разницы в воссоздании эпохи и пропасти в качестве, есть другие важные отличия двух сериалов. Во-первых, «Очень странные дела» — это научная фантастика, тогда как жанровая принадлежность «Пищеблока» больше склоняется в сторону мистики, хоррора и фольклора. Во-вторых, важный и основной лейтмотив «Очень странных дел» — это дружба и сплоченность со стороны как и протагонистов, так и антагонистов, тогда как «Пищеблок» — про героев-одиночек: Валерку, Игоря, бабу Нюру да и даже Серп Иванович действует самостоятельно, ведь пиявцы у него на побегушках, а не полноправные союзники. В-третьих, разница в передаче культурного кода. Саундтрек состоит из зарубежных песен преимущественно, и, с одной стороны, нельзя не согласиться с редактором «Кинопоиска» Даулетом Жанайдаровым что «сложно представить отношения Игоря и Вероники на фоне песен Александры Пахмутовой», но ведь уже существует советский андерграунд: «Машина времени», «Аквариум», Владимир Высоцкий, в конце концов. Да, отношения Вероники и Игоря тоже сложно представить под «Коней привередливых», которых все-таки поют в одной серии, но и купания под «Space Oddity» выглядят еще неестественнее. Чувства чувствами, но все-таки и они формируются в соответствии со своей эпохой.
Алексей Иванов говорил в интервью, что «Пищеблок» — это ностальгия не по Советскому Союзу и не по советскому детству, а по детству как таковому в вакууме. Возможно, создатели сериала восприняли это как повод не делать аутентичную атмосферу. Для сравнения: насколько уважительно отнеслись к советским деталям быта создатели «Чернобыля» от HBO. Да, оператор «Пищеблока» постоянно выхватывает крупным планом кеды Валерки, пионеры рассказывают байки о том, что иностранцы, приехавшие на Олимпийские игры в Москву, подарят всем джинсы и жевачки, а Игорь щеголяет в обтягивающей футболке с огромным вырезом — впрочем, учитывая огромное количество эротических эпизодов в сериале, думается, что такая футболка это не элемент декора и советской моды того времени. В тех же «Очень странных делах» атмосфера воссоздана кроме того, что детально — начиная машинами и заканчивая каскадными стрижками и начесами, так и атмосферой и культурным кодом в виде отсылок к произведениям поп-культуры того времени и историческим событиям, благодаря чему создается ощущение, что сериал не стилизован под 80-ые, а снят прямо тогда.

Подводя итоги, становится понятно, что по-прежнему не так с нашими сериалами. С одной стороны, неизменна превосходная работа художников по костюмам, операторов и декораторов, богатый материал в виде истории, антропологии и литературы нашей страны; также теперь на руку играет свобода творчества на стриминговых сервисах и новое поколение профессионалов — иначе как бы пропустили столько обнаженки. С другой — продолжать мыслить драматургией и стилистикой сериалов «Домашнего», «России-1» и «НТВ» и заставлять это все играть пластмассовые манекены. Шаг вперед — «Вампиры средней полосы», два назад — «Пищеблок».

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda