геннадий гусев | 23 ИЮЛЯ 2020

ПИНА: ЖИЗНЬ В ДВИЖЕНИИ

Фильм о закулисье театра и творчестве Пины Бауш как невероятно живописное посвящение близкой подруге от немецкого режиссёра Вима Вендерса

ПИНА: ЖИЗНЬ В ДВИЖЕНИИ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 23.07.2020
Фильм о закулисье театра и творчестве Пины Бауш как невероятно живописное посвящение близкой подруге от немецкого режиссёра Вима Вендерса
ПИНА: ЖИЗНЬ В ДВИЖЕНИИ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 23.07.2020
Фильм о закулисье театра и творчестве Пины Бауш как невероятно живописное посвящение близкой подруге от немецкого режиссёра Вима Вендерса

Танцуйте, танцуйте ради любви!

Из фильма «Пина»

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Вим Вендерс
Страна: Германия, Франция, Великобритания, США
Год: 2011

В танце можно выразить гнев, любовь, радость, тоску, отчаяние, умиротворение, сострадание, недоумение. Но он эфемерен — зафиксировать вальс, фокстрот, танго или джаз-фанк во времени чрезвычайно сложно. Изобразительное искусство и литература не способны передать всё их многообразие.

Тем ценнее оказалось появление кинематографа в конце XIX столетия. При помощи аудиовизуальных изображений мы получили возможность наслаждаться постановками, в которых чувства героев передаются посредством ритмических телодвижений: «Время свинга» Джорджа Стивенсона, «Красные башмачки» Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера, «Вестсайдская история» Роберта Уайза и Джерома Роббинса, «Чикаго» Роба Маршалла.

Великая немецкая танцовщица и хореограф Филиппина Бауш, более известная как Пина Бауш, впервые соприкоснулась с миром кино в 1983 году, когда появилась в ленте Федерико Феллини «И корабль плывёт…». Спустя девятнадцать лет она приняла участие в постановке Педро Альмодовара «Поговори с ней». Но главная роль в жизни Бауш — роль самой себя в знаменитом вуппертальском танцтеатре.

В 2011 году признался в любви балетмейстеру живой классик немецкого кино Вим Вендерс. Его документальный фильм не только приоткрыл закулисье театра Пины, но и вышел посвящением близкой подруге режиссёра, скончавшейся за два года до премьеры.

Именно поэтому лента пропитана тихой скорбью. Медленное, почти медитативное повествование, в ходе которого мы видим несколько эпизодов из спектаклей Пины — «Зоны контакта», «Кафе Мюллер», «Весна священная», «Полнолуние» — и небольшие отрывки из интервью с членами её труппы, создает таинственное, почти мистическое настроение.
На съемках фильма «Пина»
За полтора часа с небольшим экранного времени зритель проходит длинный путь вместе с артисткой: от её увлечения классическим танцем до смелых экспрессионистских экспериментов, от интуитивных поисков в темноте и неприятия публикой до осознания своего «я» и всеобщего признания, от тоски, любви и отчаяния до отчаяния, любви и тоски.

Абстракция, провокация и протест против капитализма на начальном этапе карьеры Пины привели к тому, что зрители в негодовании покидали места в зале, а критики всерьез писали о «балетной оргии в Вуппертале». Но препятствия и неопределённости были преодолены — это и демонстрирует в своей постановке Вендерс. Путь вопреки, сопротивление сильному ветру, когда многократно повторяемое действие превращается не в лишённое смысла механическое движение, но становится проявлением воли, торжества разума и чувств.

Говоря о молодости, жизни и смерти, сложностях во взаимоотношениях между людьми, необоримой силе творчества, любви и дружбе, Пина отдавала предпочтение не форме, но содержанию. Недаром этой женщине принадлежит выражение: «Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, меня интересует, что ими движет».

Не стоит, однако, думать, что в её хореографических этюдах отсутствует органика, или они эстетически непривлекательны. Пусть вы не найдёте в номерах Бауш близкую к идеальной красоту классического танца, в них есть и страсть, и ненависть, и грация, и уродство — всё то, что встречается в обычной жизни. Они лиричны и прекрасны, хоть могут показаться неподготовленной публике странными или даже отталкивающими.
Вендерс не ставил перед собой задачи показать в «Пине» полную биографию танцовщицы. Напротив, центральное ядро картины — танец. При помощи изящных (и не очень изящных — тоже) телодвижений артистов, скупых фраз участников действа, оформленных в минималистичном стиле сцен театра, сдержанной цветовой палитры и простого светотеневого рисунка (по задумке авторов, ничто не должно отвлекать зрителя языка тела и жестов), режиссер рисует портрет женщины, ставшей пионером нового движения в европейском танце.

Пина выступает тут в качестве полноправного соавтора режиссёра. Создатель «Луговой земли» и «Мазурки Фого» внешне сохраняет нейтралитет и почти не говорит (Бауш практически не давала интервью), дотошно ища идеальные формы для воплощения своих амбициозных задумок.

Действительно, слова тут излишни. Однако отказ от вербализации чувств и эмоций — не всегда молчание. На пыльных подмостках, под тенью от вуппертальской подвесной монорельсовой железной дороги, в объёмном стеклянном кубе, в пустом бассейне, на кладбище подопечные Пины страдают, мучительно ищут язык, на котором они смогли бы понять друг друга, любят и сливаются в экстазе.
Документальная лента выполнена в 3D. По словам Вендерса, к идее снять постановку в такой форме его натолкнул фильм-концерт «U2−3D». Автор «Парижа, Техаса» и «Неба над Берлином» изначально выглядел идеальным кандидатом на режиссерское кресло для «Пины». Перманентно сочетающий, подобно своему соотечественнику Вернеру Херцогу, в своих работах документальное и художественное постановщик показывает, насколько сильным было влияние Бауш на её труппу, зрителей и мир вокруг.

Вместе с тем это ещё и история непохожего на остальных человека, остро чувствующего и глубоко думающего. Не отверженного, но потерянного в «огромном-огромном мире», рефлексирующего, сублимирующего свои переживания в потрясающие танцевально-музыкальные номера, которые правильно было бы назвать настоящей элегической поэзией.

Также «Пина» — это ода Вупперталю, городу, в котором танцовщица провела бо́льшую часть своей жизни. Он был практически уничтожен союзными войсками в мае 1943 года, но воскрес и стал одним из символов новой эпохи: мирной, полной надежд и новых устремлений. Именно такой была и сама Пина Бауш — видящая дальше других женщина, в глазах которой заурядная повседневность неизменно приобретала загадочность и неопределённость.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda