олег прекраснов | 22 АВГУСТА 2019

БЕЗУМИЕ КОНЦА XX ВЕКА: «ПИ» ДАРРЕНА АРОНОФСКИ

Рецензия на полнометражный дебют Даррена Аронофски – взгляд на всемирный прогресс через призму психологических расстройств
БЕЗУМИЕ КОНЦА XX ВЕКА: «ПИ» ДАРРЕНА АРОНОФСКИ
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 22.08.2019
Рецензия на полнометражный дебют Даррена Аронофски – взгляд на всемирный прогресс через призму психологических расстройств
БЕЗУМИЕ КОНЦА XX ВЕКА: «ПИ» ДАРРЕНА АРОНОФСКИ
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 22.08.2019
Рецензия на полнометражный дебют Даррена Аронофски – взгляд на всемирный прогресс через призму психологических расстройств
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Даррен Аронофски
Страна: США
Год: 1998


Стремительное развитие компьютерных технологий, информационный бум, начавшийся с приходом интернета – беспокойный закат прошлого века является отражением изменений в обществе, культуре и искусстве. Кинематограф исследовал быстро меняющийся мир разными способами – например, канадец Дэвид Кроненберг исследовал телесные мутации и сращивание человека с технологиями. Ларс фон Триер новаторскими методами заглядывал в тёмные закоулки человеческой души. Молодой и амбициозный режиссёр Даррен Аронофски, с отличием закончивший Гарвард и снявший несколько короткометражных фильмов в начале 90-х, в дебютной полнометражной картине «Пи» 1998 года посмотрел на всемирный прогресс через призму психологических расстройств – шизофрении, паранойи, социофобии – обратил внимание на религию и математику.
На съемках фильма «Пи»
МАТЕМАТИКА – ЯЗЫК ПРИРОДЫ
Главный герой фильма – Макс Коэн – почти не выбирается из дома. Его квартира оборудована собственноручно сконструированным компьютером, окружённым множеством датчиков и проводов. С помощью этого устройства математически одарённый Макс пытается обнаружить некую единую систему чисел во Вселенной. Жизнь персонажа систематизирована – ежедневно он принимает таблетки (его мучают галлюцинации и головные боли), ездит на метро, теряет сознание и играет в Го (настольную логическую игру) с пожилым учёным Солом Робсоном. При попытке вычислить изменения в состояниях акций на фондовой бирже его компьютер, символично названный «Евклидом», выдаёт 216-значный код, и с этого момента паранойя Макса приобретает всё более зловещий характер – его преследуют финансисты с Уолл-стрит и местная еврейская община.

Все в мире циклично: как в древние времена алхимики пытались создать золото из ртути и свинца, искали философский камень и ответы на вопросы мироздания, так и главный герой Макс ищет то, с помощью чего он сможет объяснить окружающий мир и, возможно, постичь Бога. Неслучайно в истории фигурирует Тора – Еврейское Пятикнижие – которую изучает знакомый Макса – хасид Ленни. Он считает, что в её тексте заключен божественный математический код. Когда главный герой записывает и запоминает заветные 216 чисел, он становится носителем условного философского камня. Приземлённый и духовный миры в лицах волков с Уолл-стрит и религиозной группы начинают охоту за Максом, хотя те, и другие вполне могут оказаться галлюцинациями.
ЧИСЛА ВОКРУГ НАС
Алхимия бывает внешняя, а именно превращение одних материальных веществ в другие, и внутренняя – перерождение внутри себя. Друг Макса – старик-мудрец Сол Робсон – предстаёт в картине неким духовным наставником главного героя, который видит его нездоровое увлечение математикой и указывает на то, что суть кроется в простых вещах. «Жена – это решение проблем» – подкидывает идейку Робсон. И действительно, у Макса есть миловидная соседка, которой он, кажется, небезразличен; в ткань фильма то и дело врываются умиротворённые морские пейзажи и солнечное небо – гармония природы. Но персонаж актёра Шона Гуллета предпочитает искать ответы на вопросы устройства мира не внутри себя, а вовне, что приводит Макса к отчаянному поступку – он просверливает себе дырку в черепе, дабы избавиться от свербящей головной боли, которая символизирует гениальность и безумие героя.

В историческом контексте рубежа эпох сумасшествие Макса можно рассматривать как следствие всемирного технологического прогресса. Сфера IT прочно обосновалась в повседневном быту, поэтому квартира Макса заставлена компьютерным оборудованием и множеством проводов. Клаустрофобические ракурсы операторской камеры, отрывистый динамичный монтаж, который сам режиссёр окрестил «хип-хоп монтажом» – визуально «Пи» напоминает индустриальный и сумасшедший мир ленты «Тэцуо, железный человек» Синьи Цукамото. Японский постановщик также был обеспокоен быстро развивающимся научно-техническим прогрессом своей страны, что отражалось в сюрреалистичных образах, которыми были наполнены его фильмы. Математическая систематизация окружающей действительности, которая уничтожает психику Макса в «Пи», подчёркивается электронным саундтреком от Клинта Мэнселла – бывшего участника индастриал-рок-хип-хоп группы «Pop Will Eat Itself». Синтезаторные абстрактные мотивы, техно в заглавном треке фильма как нельзя лучше отражают атмосферу эпохи.
ГРАФИК ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
«Пи» Даррена Аронофски по-прежнему обладает статусом культового фильма среди поклонников авторского кино. Во-первых, помимо заложенных авторами идей о религии, математике и влиянии технологий на человека, картина является безупречным психологическим триллером о гениальном, но двинутом парне, за которым внезапно начинают вести охоту. Во-вторых, бюджет фильма составлял сущие копейки, часть которых постановщик одолжил у своих друзей и знакомых – съёмки велись без разрешения властей. Синья Цукамото, Дэвид Линч, Дэвид Кроненберг – постановщики, которые отчётливо повлияли на картину Даррена Аронофски. В конечном счёте «Пи» - один из самых интересных дебютных фильмов в истории американского авторского кинематографа.

Редактор:
Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda