Алхимия бывает внешняя, а именно превращение одних материальных веществ в другие, и внутренняя – перерождение внутри себя. Друг Макса – старик-мудрец Сол Робсон – предстаёт в картине неким духовным наставником главного героя, который видит его нездоровое увлечение математикой и указывает на то, что суть кроется в простых вещах. «Жена – это решение проблем» – подкидывает идейку Робсон. И действительно, у Макса есть миловидная соседка, которой он, кажется, небезразличен; в ткань фильма то и дело врываются умиротворённые морские пейзажи и солнечное небо – гармония природы. Но персонаж актёра Шона Гуллета предпочитает искать ответы на вопросы устройства мира не внутри себя, а вовне, что приводит Макса к отчаянному поступку – он просверливает себе дырку в черепе, дабы избавиться от свербящей головной боли, которая символизирует гениальность и безумие героя.
В историческом контексте рубежа эпох сумасшествие Макса можно рассматривать как следствие всемирного технологического прогресса. Сфера IT прочно обосновалась в повседневном быту, поэтому квартира Макса заставлена компьютерным оборудованием и множеством проводов. Клаустрофобические ракурсы операторской камеры, отрывистый динамичный монтаж, который сам режиссёр окрестил «хип-хоп монтажом» – визуально «Пи» напоминает индустриальный и сумасшедший мир ленты «Тэцуо, железный человек» Синьи Цукамото. Японский постановщик также был обеспокоен быстро развивающимся научно-техническим прогрессом своей страны, что отражалось в сюрреалистичных образах, которыми были наполнены его фильмы. Математическая систематизация окружающей действительности, которая уничтожает психику Макса в «Пи», подчёркивается электронным саундтреком от Клинта Мэнселла – бывшего участника индастриал-рок-хип-хоп группы «Pop Will Eat Itself». Синтезаторные абстрактные мотивы, техно в заглавном треке фильма как нельзя лучше отражают атмосферу эпохи.