Панк-кино зарождается в конце 70-ых одновременно с закатом классического музыкального панка и его разложением на многочисленные течения. В принципе, сам феномен панк-кинематографа принято ассоциировать с одноименным направлением в музыке – Ноу-вейвом. Ноу-вейв кино (или же панк-кино) вобрало в себя множество разношерстных картин, объединенных друг с другом DIY тривиумом. Это низкобюджетные любительские фильмы, снятые на 8мм кинокамеру людьми, максимально далекими от режиссуры. Дешевые в производстве панк-фильмы отличались нарочитой небрежностью и непрофессионализмом Идеальный пример - «Men in Orbit», снятый саксофонистом Джоном Лури. Картина представляет собой бессюжетный и по большей части бессмысленный полуторачасовой диалог, разыгрываемый Лури и его другом, облаченными в полиэстеровые накидки и мотоциклетные шлемы (скафандры), в бедно обставленной комнате, изображающей интерьер космического корабля. Другой - «Rome 78» художника и гитариста Джеймса Чана. Его действие происходит в Древнем Риме, что не мешает фильму беззастенчиво демонстрировать Нью-Йоркские локации, а его героям говорить на современном английском с большой примесью слэнга, даже не пытаясь убедить зрителя в реальности происходящего.
Дешевизна фильмов, намеренная «неувлекательность» действия и отсутствие цельной идеи, которую необходимо донести до зрителя, стали своеобразным ответом как стремящемуся угодить массовым вкусам коммерческому кино, так и начиненному смыслами и высокохудожественной эстетикой «арт-хаусу». Ответ заключался в переосмыслении понятия искусства и его функций: вместо желания донести идею, закодированную в метафорах и прочих тропах до зрителя панк, предложил манифестацию творческой вседозволенности и получения удовольствия от процесса. Такой подход к созданию фильмов в полной мере соответствовал идеологии, отвергавшей и высмеивающей массовую и «высокую» культуру, и хорошо совмещался с другими «традиционными» способами отрицания и провокации: радикальными политическими заявлениями, манифестацией секса и насилия, едкой сатирой и пародированием культурных форм. Отличными иллюстрациями служат такие картины как снятая вокалистской «Teenage Jesus and the Jerks» Лидией Линч «Kidnapped» (минималистичная и до жути натуралистичная история похищения бизнесмена группой молодых бунтарей), «Motive» Майкла МакКларда (фильм о панке-психопате, оснащающим мужской туалет Нью-Йоркского музея современного искусства электрическими ловушками) и «Black Box» Скотта Б. и Бетт Б. со все той же Лидией Линч в главной роли (сюрреалистический рассказ о бедолаге, похищенном бандой панков, пытающих его в «Черном ящике» - футуристичном механизме, истязающим жертву с помощью света и звука).
Но, наверное, известнейшим ноу-вейв режиссером остается израильский эмигрант Амос По. Его «The Foreigner», снятый за взятые в кредит 5000$ - неспешная история Макса Минса, прибывшего в Нью-Йорк из Европы с неизвестной целью и брошенного в пучину сумасшедшей жизни города. Герой одиноко слоняется по городу, постоянно попадая в передряги разной степени абсурдности и пересекаясь с гротескными персонажами, остроумно отражающими социальную палитру Нью-Йорка 70-ых: бандой агрессивных панков, невротичным посетителем подпольного гей-клуба и охотящейся за главным героем зловещей доминатрикс. По отказывается от целостной истории, перебрасывая своего героя из одной абсурдной ситуации в другую, наполняя фильм отсылками к итальянскому неореализму и французской новой волне, тягучим саундтреком и политическими комментариями (здесь и история одинокого эмигранта во враждебной среде, и замечание о стремительном проникновении насилия в культуру). Все это складывается в яркую картину современности с ее хаотичной уличной жизнью, разнообразием характеров и, в то же время, тоской беззащитного и одинокого человека.
«The Foreigner» стал настоящей иконой панк кино, показав, что фильмы можно снимать за копеечные бюджеты и без команды высококвалифицированных профессионалов, а также вдохновив на это множество энтузиастов, в том числе и молодого Джима Джармуша. Кажется, что Джармуш, несмотря на свою включенность в традицию (он, например, играл в одной группе с Джеймсом Нори), смотрится в ней аутсайдером. Выпускник Колумбийского университета, окончивший одну из самых престижных киношкол в мире и поработавший с признанными мастерами Николасом Реей и Вимом Вендерсом. Да и «Отпуск без конца» лишен свойственной панк-кино выпирающей провокативности (как политической, так и творческой).