Связь кино и поэзии – тема объемная и сложная, а истории их сопоставления и сравнения не один десяток лет. Началось всё с самого появления тогда еще «великого немного». «Синтетичность» кинематографа, созданного из небытия в конце века, неизбежно обусловливала необходимость существования некой модели описания его природы и разъяснения онтологического статуса нового искусства. Модели эти конструировались на основании сходства кинематографа с другими, традиционными, типами искусства – живописью, театром, литературой, и т. д. Кинематографический дискурс был лишен собственного языка, и потому его пришлось заимствовать у других. Что-то похожее происходило и с фотографией, чей генезис находился в зависимости как от живописи и книжной графики, так и от греческой трагедии.
Дихотомия «поэзия/проза» является одной из подобных описательных моделей, заимствованной из литературоведения. Виктор Шкловский, например, разделял поэтическое и прозаическое кино, основываясь на принципе способов образования смысла. В прозе смысл возникает денотативно – исходя из демонстрируемых на экране объектов и происходящих с ними событий. Кинокамера самоустраняется, оставляя зрителю «правду» межперсональных и межвщественных отношений, скрепленных сценарием, если речь идет, например, о голливудском фильме, или данных как грубый слепок реальности, как в короткометражных фильмах Люмьеров. В поэтическом кино смыслообразующее ядро – изобразительная техника. Таким образом, для Шкловского поэзия отличается от прозы также как форма отличается от содержания. Кино, ориентированное на содержание, производит смыслы при помощи естественного языка принявшего форму литературного сценария, и языка тела, формализованного в театральных элементах – мимике, движениях и жестах актеров; кино формы – отвергает литературу, театр, а также слепое копирование реальности для того, чтобы обрести суверенный язык.
В начале века эта дихотомия находит отражение в реальной борьбе между двумя кинематографическими лагерями. Роль поэзии в этом противостоянии занимал радикальный авангард: супрематические кинокартины Ханса Рихтера, футуристические фильмы Марселя Дюшана и Фернана Леже, работающие с динамическими преображениями геометрических форм, сюрреалистические картины Луиса Бунюэля и Фернана Леже, воспроизводящие течение образов подсознания, дадаистское кино Рене Клера, воссоздающего на экране дух бессмыслицы одноименного литературного течения, работы Сергея Эйзенштейна, открывающие смысловые и экспрессивные возможности монтажной синтагматики киноязыка. Стоит понимать, что подобное противопоставление поэзии и прозы не может быть сведено к противостоянию традиции и авангарда. Например, один из самых ярких представителей авангарда начала века – немецкий киноэкспрессионизм – не только не избегал литературоцентричного повествования и театральных инструментов, но, напротив, выстраивал при их помощи свою неповторимую стилистику. Скорее, принцип разделения поэзии и прозы, предложенный Шкловским, выделяет стремление к двум противоположным тенденциям: поэзия ориентируется на изображение, проза – на повествование.
Кеннет Энгер, один из главных мастеров андерграундного авангардного кино в своей статье «Modesty and The Art of Film», написанной для Cahiers du Cinema в 1951, выделяет другой критерий поэтичности кинематографа. Для него поэзия исходит от личной связи режиссера с его фильма. Поэтическое кино или же арт-кино является таковым в той степени, в которой ему удается выразить эго создателя: его видение мира и самоощущение. В установлении личной связи творца и творения крайне важными оказываются условия создания фильма: отказ от барьера между режиссером и картиной в виде фабричной системы производства, свойственной многобюджетным блокбастерам, спонтанность сьемки и экспрессивность изображения.
В подобной модели описании поэзии/прозы «Патерсон» несколько выбивается из традиции поэтического кинематографа, если не противостоит ей. Джармушу совсем не свойственны формалистические эксперименты, его киноязык во многом опирается на повествовательные техники, а фильмы «показывают» истории, заметно отличающиеся от традиционных сюжетов мейнстримного кинематографа. Да и не стоит забывать, что Джармуш достаточно давно обосновался в кругах элиты авторского кинематографа – он уже не голодный студент, бредущий по Нью-Йорка с ручной кинокамерой, как это было во времена создания «Отпуска без конца» и «Страннее чем в раю».