АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 29 ДЕКАБРЯ 2020

МОЛОДОЙ ГОДАР: КАРИКАТУРА ИЛИ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ?

Стилизация под художественный язык, созданный Жан-Люком Годаром образца середины XX века, как история кризиса в творчестве

МОЛОДОЙ ГОДАР: КАРИКАТУРА ИЛИ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ?

АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 29.12.2020
Стилизация под художественный язык, созданный Жан-Люком Годаром образца середины XX века, как история кризиса в творчестве
МОЛОДОЙ ГОДАР: КАРИКАТУРА ИЛИ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ?
АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 29.12.2020
Стилизация под художественный язык, созданный Жан-Люком Годаром образца середины XX века, как история кризиса в творчестве
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Мишель Хазанавичус
Страна: Франция
Год: 2017

Закрыть Каннский кинофестиваль, жениться на музе, решиться на бунт и создать новое движение в кино-искусстве. Саркастичный или иронический взгляд на французского режиссера «новой волны» — Жан-Люка Годара — выплеснул на зрителей Мишель Хазанавичус в работе «Молодой Годар».

Сначала разберемся, кто такой Годар, и почему при жизни о нем уже снимают фильмы. Имя Жан-Люка в тусовке кинолюбителей ассоциируется с французской «новой волной». Он уверенно шел на создание нового жанра, в котором есть место импровизации, свободе и множеству отсылок. Кино-аллюзии Годар делать умеет — свою карьеру в зрелищном мире он начинал будучи критиком — и уж точно знаком с историей кино. Потом все завертелось и вот к скептичному французу в руки попадает камера. Результатом стал дебютный фильм «На последнем дыхании» 1960 года выхода. Десятилетия, когда в стране завоевывает популярность новая французская волна. Узнаваемой фишкой Жан-Люка Годара стало использование для отсылок максимума пространства в кадре — он изображал их на плакатах, афишах, газетах, рекламках, в репликах актеров.

Приверженцы этого движения избегали предсказуемости повествования, а его главной движущей силой стали журналисты и кинокритики. Не удивительно, что Годар оказался среди Жака Риветта, Эрика Ромера и Франсуа Трюффо. «Новая волна» стала фундаментом для известного сегодня авторского кино в Европе, Америке и Японии. Режиссеры создавали контент максимально реалистичный и индивидуалистский, а приевшуюся коммерциализованность выкидывали в урну. Фильмы, созданные во времена движения кинематографистов конца 50х-60х годов, стали примером, на котором формировались независимые американские режиссеры. Их имена мы точно знаем: это Роман Полански, Мартин Скорсезе, Джим Джармуш, Бернардо Бертолуччи и новоиспеченный любимец публики Ксавье Долан.
В начале режиссерской карьеры француз был востребован, публика рукоплескала ему, а молодые девушки мечтали разгадать успешного и эксцентричного Годара. Так он познакомился с Анной Вяземски, 19-летней музой, а затем и женой. Фильм «Молодой Годар» основан на воспоминаниях актрисы.

Мишель Хазанавичус не стал накидываться на всю жизнь основоположника «новой волны» и стараться рассказать все о гении. Он взял самый насыщенный событиями эпизод — с 1967 по 1970-ой. На экране предстает уже известный и талантливый человек, с залысиной на голове и укоренившейся нелюбовью к власти. И как настоящий творец, Годар борется с несправедливостью через искусство. Он снимает «Китаянку», в которой отображает главные переживания — правительство должно смениться, Франция должна прийти к капитализму — и все это под соусом маоизма.

В фильме персонаж Годара становится карикатурным. К его идеям никто не прислушивается, друзья от каждой его реплики ведут носом и сбегают от на Лазурный берег, «Китаянка» проваливается в прокате. Но он старается спастись и не закрывать глаза на войны и мир, к которому однажды придут люди. За экранное время Годар Хазанавичуса минимум трижды разбивал очки, пытаясь призвать народ… к чему? Возможно, обратить их взоры на проблемы общества или вдолбить важные идеи в мысли некогда обожавшей его публике.
В «Молодом Годаре» у главного героя в исполнении Луи Гарреля не получается ровным счетом ничего. Даже реплика на съемках в одном из фрагментов выглядит забавно — сценария нет, каждый актер на ходу придумывает развитие сюжета, а Годару не нравится, но он пытается оправдать их — в независимом кино нужно уметь слышать друг друга.

Годар в «Молодом Годаре» теряет личность создателя, то и дело говорит, что лишь играет самого себя. От этого наблюдать за муками творчества и любви Жан-Люка в красочной сюрреалистично воссозданной эпохе 60-х становится сложнее. Не то чтобы сочувствие появляется к персонажу байопика, но хочется чтобы хоть где-то у него выгорело: ни в карьере, так в личной жизни.

Но не будем забывать, что «Молодой Годар» — это фрагмент жизни режиссера и интерпретация Мишеля Хазанавичуса.
«Молодой Годар» — это еще и стилизация под художественный язык, созданный Годаром образца середины XX века. В итоге мы получаем историю кризиса в творчестве и метаморфоз человека в виде побочного эффекта. И все ради того, чтобы понять, что старый Годар мертв, а в новом снова заполыхает огонь революции.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda