ВАЛЕРИЯ КАРПОВА | 13 МАЯ 2020
АЛИСА: НЕ В ЗАЗЕРКАЛЬЕ
Мини-сериал Василисы Кузьминой и Ивана Петухова как продолжение короткометражного фильма «Алиса» о нежной дружбе таксиста и голосового помощника
В 2018 году Василиса Кузьмина, победительница сценарно-режиссерского конкурса Medialab, посвященного теме недалекого будущего, сняла короткометражный фильм «Алиса» о нежной дружбе таксиста и голосового помощника. Позже картина стала одним из номинантов ежегодной премии фестиваля Moscow Shorts. А в апреле этого года в качестве продолжения истории вышел одноименный мини-сериал, снятый Кузьминой в соавторстве с Иваном Петуховым.
На съемках сериала «Алиса»
ДЕЖАВЮ
Каждая серия – это отдельная короткая история, неизменным главным действующим лицом (или, скорее, голосом) которой становится Алиса. Но здесь она не просто знакомый всем навигатор, а практически совершенный искусственный интеллект, не лишенный чувства страха, сострадания, нежности, способный на близость и дружбу. Кажется, что все это мы уже где-то видели, да еще и голос Татьяны Шитовой усугубляет дежавю. Ах, да, конечно! 2013 год, влюбленный Хоакин Феникс и фильм «Она».

Голосом Шитовой говорит Алиса в миллионах смартфонов и навигаторов, но именно в русском дубляже драмы Спайка Джонса, где она озвучивала операционную систему, мы слышим все те же интонации, смешки и тембр, что и в сериале от Яндекса. В фильме «Она» с харизматичной операционной системой у главного героя случился роман. И хотя он не был таксистом, остальные параллели слишком очевидны, чтобы их не замечать. Особенно если брать во внимание пилотный короткометражный фильм, персонажи которого появляются в последнем эпизоде сериала. Впрочем, там даже прямая отсылка встречается в диалоге таксиста с Алисой, хотя это и не уменьшает вторичности картины.
ДЕЖАВЮ
Каждая серия – это отдельная короткая история, неизменным главным действующим лицом (или, скорее, голосом) которой становится Алиса. Но здесь она не просто знакомый всем навигатор, а практически совершенный искусственный интеллект, не лишенный чувства страха, сострадания, нежности, способный на близость и дружбу. Кажется, что все это мы уже где-то видели, да еще и голос Татьяны Шитовой усугубляет дежавю. Ах, да, конечно! 2013 год, влюбленный Хоакин Феникс и фильм «Она».

Голосом Шитовой говорит Алиса в миллионах смартфонов и навигаторов, но именно в русском дубляже драмы Спайка Джонса, где она озвучивала операционную систему, мы слышим все те же интонации, смешки и тембр, что и в сериале от Яндекса. В фильме «Она» с харизматичной операционной системой у главного героя случился роман. И хотя он не был таксистом, остальные параллели слишком очевидны, чтобы их не замечать. Особенно если брать во внимание пилотный короткометражный фильм, персонажи которого появляются в последнем эпизоде сериала. Впрочем, там даже прямая отсылка встречается в диалоге таксиста с Алисой, хотя это и не уменьшает вторичности картины.
Я обычно не пытаюсь что-то специально придумывать, просто доверяюсь своим инстинктам и даю идеям полную свободу.
Квентин Дюпьё
ЖЕНСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Сериал же пошел дальше и, помимо истории о киберпанковской любви, показал зрителям пять фантазий на актуальные и вечные темы. Героиня Ирины Горбачевой пытается бороться с сексизмом и устаревшими взглядами о женщине за рулем, переодеваясь в мужчину, хотя сама при этом неосознанно им потакает. Персонаж Никиты Кукушкина акцентирует внимание на проблемах современной цензуры в области юмора. Бывший таксист, сыгранный Александром Филиппенко оказывается в центре классической проблемы отцов и детей. И в каждой из этих историй именно Алиса приходит на помощь в сложных ситуациях. Она может не только вызвать полицию или помирить влюбленных, но и проявить сострадание, быстро сориентироваться в происходящем и удивить смекалкой, чувством юмора и даже внезапной мудростью. А герои Даниила Вахрушева и Евгения Егорова и вовсе заставляют голосового помощника побить рекорды собственного развития, создав из цифрового кода существо, которое способно совершенно по-человечески бояться и от страха генерировать блестящие решения фактически нерешаемых ситуаций.

Но разве мы уже не видели неожиданные диалоги и курьезные ситуации между водителем такси и его пассажирами? Видели. В трагикомедии «Такси» Джафара Панахи, вышедшей в недавнем 2015 году. Правда, стоит заметить, что там обошлось без Алисы. Да и создатели сериала попытались поиграть с жанрами и формами в каждой новой серии. Зрителю могут понравиться намеки на сай-фай с временной петлей, а также классический хоррор и мелодрама.
ИСКУССТВО
ИЛИ
РЕКЛАМА
Вообще, эксперименты с жанрами в сериале успешны. Они сыроваты и наивны, но смотрятся органично в заданном формате, напоминая смесь импровизационного реалити и ироничных скетчей. В каждой серии есть жанровые клише. Например, в драматическом эпизоде настроение героя эффектно передается игрой света и тени – его лицо погружается во мрак в момент обострения душевной боли. Хоррор изобилует штампами, прописанными с немалой долей иронии: здесь есть пугающий черный пес, кладбище, и существо, напоминающее Слендермена. Но создатели не забывают и о маленьких шалостях: внезапный «Кислотный диджей» в качестве саундтрека делает картину абсурдно смешной, а примитивный ужастик мгновенно становится пародией на жанр.

«Алиса», объединив все серии в полнометражный фильм, вполне могла бы стать полноценным эпизодом «Черного зеркала», сериала о недалеком будущем, в котором технологии одержали бесповоротную победу, если бы не последняя серия. Она расставляет все по местам, возвращает нас в сегодняшний день и мягко склеивает все нестыковки сюжета, давая на все простой и понятный ответ.

От ненавязчивой, но целенаправленной рекламы сервиса Яндекс.Такси зрителю скрыться никак не получится. Вы узнаете и о безопасности пассажира, который сделал заказ в приложении от легендарного поисковика, и о разнообразных преимуществах сервиса и, конечно, со всех сторон сумеете оценить прелесть беспилотного такси, активно продвигаемого Яндексом в последнее время. Вроде бы, эти моменты выглядят вполне органично на фоне автомобильных декораций и сюжета, главное действующее лицо которого – навигатор. Но сложно будет отделаться от мысли, что вы просмотрели полуторачасовую рекламу, пусть и бесспорно качественно отснятую.
НАМЕК
НА
SCREENLIFE
Съемками занималась кинокомпания Тимура Бекмамбетова «Базелевс», в последние годы активно разрабатывавшая новый формат screenlife, когда все экранное действие разворачивается исключительно на десктопах главных героев. Раскрытие персонажа в таких фильмах осуществляется в первую очередь с помощью иконок на рабочем столе, названия папок, фотографий в альбомах. В каждой серии «Алисы» зритель, несмотря на небольшой хронометраж, успевает услышать и любимые песни героя, которые запускает голосовой помощник, и короткие видео из его жизни, и приходящие ему сообщения.

Однозначно отнести «Алису» к screenlife формату нельзя, но, тем не менее, в кадре мы видим исключительно панель навигатора со встроенной камерой. А значит, зрелище перед нами свежее и новаторское, вполне заслуживающее просмотра, скажем, за обедом.
Да, пока что Алиса – это всего лишь виртуальный помощник, с которым невозможно подружиться и сблизиться. Но вполне возможно, что очень скоро ситуация изменится, и сериал от Яндекса или фильм «Она» перестанут быть фантастикой. Вопрос только: куда это нас приведет? И готовы ли мы к полному стиранию границы между роботами и людьми?

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Морина Л.П. Когнитивные аспекты телесности // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-aspekty-telesnosti (дата обращения: 07.01.2020).
Made on
Tilda