НИКИТА ПОДКУЙКО | 17 ФЕВРАЛЯ 2021

НЕ ПРИКАСАЙСЯ КО МНЕ: ЖАК РИВЕТТ ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕТ

Записки посмотревшего один из самых длинных фильмов в истории кино хронометражом в 729 минут от главного зачинателя французской новой волны по мнению Франсуа Трюффо с Жан-Пьером Лео в главной роли, или как сделать самое длинное описание рецензии для журнала Кинотексты

НЕ ПРИКАСАЙСЯ КО МНЕ: ЖАК РИВЕТТ ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕТ

НИКИТА ПОДКУЙКО | 17.02.2021
Записки посмотревшего один из самых длинных фильмов в истории кино хронометражом в 729 минут от главного зачинателя французской новой волны по мнению Франсуа Трюффо с Жан-Пьером Лео в главной роли, или как сделать самое длинное описание рецензии для журнала Кинотексты
НЕ ПРИКАСАЙСЯ КО МНЕ: ЖАК РИВЕТТ ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕТ
НИКИТА ПОДКУЙКО | 17.02.2021
Записки посмотревшего один из самых длинных фильмов в истории кино хронометражом в 729 минут от главного зачинателя французской новой волны по мнению Франсуа Трюффо с Жан-Пьером Лео в главной роли, или как сделать самое длинное описание рецензии для журнала Кинотексты
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссеры: Жак Риветт, Сюзанн Шиффман
Страна: Франция
Год: 1971

1971 год. Французская новая волна уже разбилась о предательство Годара (по мнению соратников), снявшего на крупной студии «Презрение» — фильм с огромным бюджетом и такими коммерческими звездами как Брижит Бардо и Мишель Пикколи в главных ролях. Брызгами новой волны на метафорическом берегу кинематографа остались самые преданные ее последователи. Среди прочих Жак Риветт — режиссер, благодаря которому на свет появилась французская новая волна, по признанию Трюффо.

1971 год. Риветт снимает амбициозный, экспериментальный фильм под названием «Out 1: не прикасайся ко мне» (фр. Out 1: Noli Me Tangere), длящийся около 13 часов. Это один из самых длинных фильмов в истории кино.

Out 1 — весьма вольная интерпретация «Человеческой комедии» Оноре де Бальзака, и весь фильм состоит из импровизации актеров. Режиссер держался в стороне от процесса, позволяя фильму породить самого себя. Произойти магическому процессу под названием «кино» — обособленно от вмешательства личностного взгляда режиссера. Вспоминается, что Дэвид Линч похожим образом снимал «ВНУТРЕННЮЮ ИМПЕРИЮ» (на таком описании настаивал сам режиссер). Дэвид по обыкновению медитировал перед съемками, а после на площадке воспроизводил образы, пришедшие к нему из единого поля идей, куда он подобно рыбаку погружается во время сеансов медитации. Он не знал, что получится, располагая правильные вещи на правильных местах.


Примечательно, что «Презрение», фильм из-за которого Годара признали предателем идеалов новой волны, так же, как и Аут 1 является экранизацией, экранизацией одноименного романа Альберто Моравиа.
Большую часть фильма составляют театральные репетиции. В некоторых упражнениях используются практики крюотического театра, театра жестокости. Его задача — найти подлинный смысл человеческого бытия через разрушение случайных форм. Столкновение живого, раскрывающего смысл человеческого существования, и мертвого, обыденного, бытового. Но об этом немногим позже.

В финальный монтаж вошли многочисленные «шероховатости», раскрывающие суть живого кинематографа, — тени камеры, смех актеров, сбившихся при импровизации, случайных прохожих, заглядывающих в камеру. Здесь можно заметить зачатки триеровского течения «Догмы 95», основным принципом которого считается примат формы над содержанием. Однако более явные предпосылки заметны в штраубфильмах (кинолентах, снятых дуэтом режиссеров — Штрауба и Юйе).

Вспоминаются строчки из «Краткой истории Кайе дю синема»:

«Штрауб и Юйе воплощали беспримесное сопротивление на уровне нарратива и композиции… их фильмы были бунтом на всех уровнях, начиная с самой структуры повествования… «штраубфильм», по выражению Дане, был ближе к «могильной плите для глаз».

1971 год. Черновая версия фильма была показана на двухдневном показе в Доме культуры Гавра. Затем, претерпевая некоторые сложности, прокатная судьба фильма, как было у Пелевина, улучшилась настолько, что перестала существовать. Вплоть до 2015 года фильм был малодоступен широкой публике. Этого было достаточно, чтобы возникнуть культу вокруг данного фильма. Как известно, наиболее величественными представляются навсегда утерянные, мифологизированные явления. Out 1 — Атлантида кинематографа, Ультима Туле среди фильмов, Град Китеж седьмого искусства. «Святой Грааль синефилов» — так фильм отрецензировал критик Питер Лим из The New York Times.

Исходя из того, что Out 1 — целостный фильм, а фильмы снимаются для того, чтобы их смотрели, я решил устроить 12-часовой марафон. Без перерыва. Без остановок.

Уже упомянутый театр жестокости стремится к реализации катарсиса Аристотеля. По Аристотелю, одной из задач искусства является облегчение человеческих слабостей, разряжение, исцеления души. Что же, посмотрим, удастся ли мне достичь катарсиса. Далее приведен дневник наблюдения, раскрывающий то, как менялось состояние сознания и восприятие фильма с течением времени.
9:51
Чувствую себя прекрасно, немного сонно. Фильм идет уже минут 5. Восприятие фильма отличное.
10:10
Ощущаю себя как в камере сенсорной депривации. Отрешено и оторвано. На фоне этого мозг выдает совершенно удивительные мысли. Их поток сложно контролировать. Темы и манера съемки во многом напоминают «Идиотов» Ларса фон Триера.

Восприятие фильма отличное.
10:16
Впитываю. На экране появился Жан-Пьер Лео. Восторг. Кадры с ним перемежаются сценами театральных репетиций. Чувственных и экстатических. Они во многом напоминают сакральные танцы Георгия Гуджиева, которые я впервые увидел на выставке «Мы храним наши белые сны» в музее «Гараж». Такие же мистические и будто внеземные.

Не мне одному пришло в голову сравнение с «Идиотами».

Антураж фильма Годара «Китаянка» — с апломбом декларирующий Жан-Пьер, белые стены парижской квартиры и красные книжечки.

Восприятие отличное.
10:48
Сцена, в которой актеры (театральные) анализируют репетицию, позволяет передохнуть. Обилие диалогов после малословных минут представляются отдушиной.

Восприятие отличное.
12:29
Сюжетные линии перемежаются продолжительными сценами театральных репетиций. Во многом они напоминают перформансы Марины Абрамович. Такие же открытые порывы настоящих чувств, подлинного искусства.

Восприятие отличное.
13:05
Началась третья часть. Фильм оказался целостным произведением со сквозным сюжетом, а не набором арт-хаусных зарисовок и импровизаций, как я ожидал. Монологи о Бальзаке интересны, а Жан-Пьер Лео невероятно притягателен.

Восприятие отличное.
13:40
Взаимодействия актеров внутри труппы крайне живые, явственные, приятные.

Восприятие отличное.
14:06
Одна треть фильма позади. Начинает накатывать усталость. Восприятие фильма нормальное.
14:17
Герой Лео говорит впервые за 4 часа. До этого мы думали, что он глухонемой. Поворот вызывает удивление. Эмоции — вот, что я ценю в кино.

Если рассматривать этот момент в более широком контексте, то немой, который говорит — это абсолютно постструктуралистический символ. Аут 1 наполнен такими символами — немой говорит (да и не немой он вовсе), театральные труппы бесконечно репетируют, но не дают ни одного выступления, коллективы распадаются и собираются вновь.

В 70-х на смену структурализму пришел постструктурализм, яро оппонирующий предшественнику — мир самодостаточен и абсурден, он не состоит из структур и не подчиняется выдуманным человеком законам.

Восприятие фильма отличное.
15:01
Внимание начинает размываться, но все в норме.

Восприятие фильма нормальное.
15:36
В какой-то момент тело расслабляется, а ум смиряется с неизбежностью происходящего. Похоже на тот самый катарсис. Завороженно впитываю происходящее на экране. Буйство красочных футболок и пластика тел притягивают взгляд так, что не оторваться. Надеюсь, что это состояние не перерастет в сонливость.

Воспринимается отлично.
15:50
Накатила сонливость, едва уловимая, прошелся по комнате и снова в строю.

Восприятие фильма отличное.
17:19
Пришла ее величество скука. Мало действий. Громкие звуки репетиций, удары в бубен бодрят.

Восприятие фильма нормальное.
17:39
Распад начался. Стараюсь следить за сюжетом, но выходит плохо. Мысли стали медленнее.

Восприятие фильма нормальное.
18:00
Потерял основную нить повествования. Не совсем удается следить за сюжетом. Глаза немного болят.

Восприятие удовлетворительное.
18:04
Интересно, когда в этом году Масленица?

Восприятие удовлетворительное.
18:30
Вспышка ясности, сквозь усталость пробиваются отдельные сцены, магически и эстетически притягательные.

Восприятие фильма нормальное.
19:04
Вновь манит в страну грез. Но я держусь.

Восприятие фильма нормальное.
19:57
Туманно. Уже не читаю субтитры (или делаю это выборочно). Впитываю лишь то, что происходит на экране. Головоломки и расследования напоминают советскую экранизацию Шерлока Холмса.

Восприятие фильма удовлетворительное.
19:45
Смотрю в экран, но не могу осознать, что происходит. Я не заснул и не ушел с показа.

Восприятие фильма отсутствует.
В годы, когда снимался фильм, самым модным словом Франции было слово «in» — в теме. Примерно так же, как в современной Америке популярно слово «awake», которым обозначают «проснувшихся», включенных в современные тенденции людей. Назвав фильм Out, Жак Риветт послал его тем, кто вне этого процесса. Так и действует этот фильм. Он отключает зрителя от внешнего мира. Хронометраж слишком велик, чтобы оставаться безучастным, чтобы держать дистанцию. Но так же слишком велик, чтобы остаться внутри фильма и не отключиться при просмотре Аут 1 целиком.

Как эксперимент с кинополотном, как проверка его на прочность, проверка его пределов, Аут 1 — прекрасный фильм. Но в отрыве от дополнительного слова «экспериментальный», Аут 1 — несостоявшаяся лента, которую крайне тяжело воспринимать целостно.
Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda