АРТЕМИЙ ПЯТАКОВ | 31 ЯНВАРЯ 2023

ОПЕРАЦИЯ «ФОРТУНА». ИСКУССТВО ПОБЕЖДАТЬ: СХОДИ ТУДА — НЕ ЗНАЮ КУДА, ПРИНЕСИ ТО — НЕ ЗНАЮ ЧТО

Именитого британского режиссера будто бы выдернули из отпуска, чтобы снять шпионскую комедию

ОПЕРАЦИЯ «ФОРТУНА». ИСКУССТВО ПОБЕЖДАТЬ: СХОДИ ТУДА — НЕ ЗНАЮ КУДА, ПРИНЕСИ ТО — НЕ ЗНАЮ ЧТО

АРТЕМИЙ ПЯТАКОВ | 31.01.2023
Именитого британского режиссера будто бы выдернули из отпуска, чтобы снять шпионскую комедию
ОПЕРАЦИЯ «ФОРТУНА». ИСКУССТВО ПОБЕЖДАТЬ: СХОДИ ТУДА — НЕ ЗНАЮ КУДА, ПРИНЕСИ ТО — НЕ ЗНАЮ ЧТО
АРТЕМИЙ ПЯТАКОВ | 31.01.2023
Именитого британского режиссера будто бы выдернули из отпуска, чтобы снять шпионскую комедию
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Гай Ричи
Страны: США, Китай, Турция
Год: 2023

Орсон Форчун (Джейсон Стэйтем) — элитный спецагент, которому поручено выполнить задание исключительной важности. Некие злоумышленники украли что-то, что может повлиять на жизнь всего человечества. Нужно понять, что это, зачем оно было украдено, а после в срочном порядке вернуть туда, где оно прежде хранилось. Помогать Орсону в решении задачи будет Сара Фидель (Обри Плаза) — умелица взламывать любую систему безопасности — и смышленый новобранец в рядах агентуры Джей-Джей (Багзи Мэлоун). Всех их координирует Нэйтан Джэсмин (Кэри Элвес), вхожий в круги высокопоставленных чиновников, то есть потенциальных заказчиков.

Выяснив некоторые нюансы кражи, герои решаются на беспрецедентную операцию по проникновению в логово врага — крупного бизнесмена и оружейного барона Грега Симмондса (Хью Грант). Форчун и компания планируют втереться в доверие Грега и потому дополняют свою команду кинозвездой Дэнни Франческо (Джош Хартнетт), творчество которого очень уважает Симмондс.
«Фортуна» изначально не сулила ничего обнадеживающего. Искупавшись в овациях после «Джентльменов», Ричи вновь отправился штамповать фильмы класса «Б». Невнятный «Гнев человеческий» — ремейк «Инкассатора» Николя Бухрифа — оставил множество вопросов. Если то была попытка поэкспериментировать в жанре нуарного боевика на стыке с триллером, то далеко за сравнением ходить не нужно: тот же С. Крэйг Залер с «Закатать в асфальт» обыгрывает британца в этом жанре и, что удивительно, даже по части юмора.

Еще больше удручает тот факт, что второй раз подряд картина Ричи оказывается напрочь лишена его авторского стиля. При всей спорности «Рок-н-рольщик» с «Агентами А.Н.К.Л.», «Шерлоки» и даже «Алладин» с «Королем Артуром» радовали художественными решениями, идентифицирующими в каждом из них Ричи-автора — где-то в большей степени, где-то в меньшей. В свою очередь, «Фортуна», равно как и предыдущая работа Ричи, не блеснула ни харизматичными персонажами, ни остроумными диалогами.

Джейсон Стэйтем аккурат после потрясающей роли в «Шпионе» Пола Фига вернулся к образу Декарда Шоу (см. «Форсаж»), забыл от него избавиться. Его невыразительность не спасает даже предполагаемая многогранность персонажа Орсона Форчуна. Представленный зрителю как шпион-эстет, знающий толк в дорогих винах, он не уходит дальше темы их распития. Если в этом кроется карикатура на бондиану, то она оказалась невероятно блеклой.

Обри Плаза, звезда «Белого лотоса» и недавнего хита фестиваля Sundance, фильма «Преступница Эмили», может, подразумевалась как женщина, спасающая и операцию, и сам фильм. Но драматургически персонаж Сары Фидель противопоставлен Стэйтему, и выше него она старается не прыгать — хотя превзойти можно было бы и без прыжка. Режиссер не скупился на реверанс в ее сторону. В короткой слоу-моушен сцене Сара открывает огонь на поражение с пассажирского кресла, движущегося ретро-автомобиля. Увы, но даже такой эффектный кадр тонет в шпионском капустнике.
Ощущение капустника сводит на нет и старания Джоша Хартнетта. Он изо всех сил, на пару с Хью Грантом, тащит ношу абсурдности и комизма происходящего. Однако, получив на вооружение лишь парочку ярких реплик, актеры во всем остальном скатываются в откровенное кривляние. Такая же судьба настигла и Кэри Элвеса. К слову, про Хартнетта: реанимация его карьеры, вероятнее всего, придется на премьеру «Оппенгеймера» Нолана (хотя роль там далеко не главная). Опыт с проектом Ричи представляется неоднозначным.

Парадоксальная история складывается с участием в фильме Багзи Мэлоуна. В «Джентельменах» Мэлоун получил небольшую, но уморительно смешную роль одного из завсегдатаев боксерского зала. Это был неторопливый спортсмен, проявляющий своего героя в наивных диалогах, который обижается на ругательства тренера и все время ему что-то недоговаривает. В «Фортуне» Мэлоун получает экранного времени больше, но недополучает во всем остальном. Он бегает, стреляет, становится безликой функцией и проигрывает самому же себе из картины трехлетней давности.

В угоду всем фильмам, причастным к шпионской тематике, банда во главе с Форчуном скачет «галопом по европам» и не только там. Сопровождает действо неутомимый саундтрек Кристофера Бенстеда, который вступает с первых кадров и не умолкает, по-моему, ни на секунду. С музыкальным сопровождением Ричи не промахнулся. Если чем и восполнять происходящую бессмыслицу, то только музыкой. Хоть композитор исправно следует заданной динамике, фильм начинает утомлять своим «экшеном ради экшена» чуть ли не к середине хронометража.
Есть, правда, во всем происходящем лейтмотив, в котором Ричи воссоединяется со своим творением и следует единой мысли. По сюжету Орсона Форчуна выдергивают из долгожданного отпуска на совершенно нежеланую миссию. Он ворчит, бросается претензиями но, допив бокал, соглашается. Был ли в отпуске Ричи, когда получил предложение на съемки? Неизвестно. Но то, что снимал без энтузиазма — факт.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda