НАСТЯ РОМАНОВА | 6 ОКТЯБРЯ 2021

ИГРА В КАЛЬМАРА: ИГРОМАНИЯ, ЛАКАН И ВНИМАНИЕ К ДЕТАЛЯМ

Сериал, раскрывающий предельные чувства игрока: ожидание, предчувствие и пребывание в подвешенном состоянии между ставкой и результатом

ИГРА В КАЛЬМАРА: ИГРОМАНИЯ, ЛАКАН И ВНИМАНИЕ К ДЕТАЛЯМ

НАСТЯ РОМАНОВА | 06.10.2021
Сериал, раскрывающий предельные чувства игрока: ожидание, предчувствие и пребывание в подвешенном состоянии между ставкой и результатом
ИГРА В КАЛЬМАРА: ИГРОМАНИЯ, ЛАКАН И ВНИМАНИЕ К ДЕТАЛЯМ
НАСТЯ РОМАНОВА | 06.10.2021
Сериал, раскрывающий предельные чувства игрока: ожидание, предчувствие и пребывание в подвешенном состоянии между ставкой и результатом
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссеры: Хван Дон-хёк
Страна: Южная Корея
Год: 2021

На небольшом острове, где-то в Желтом море, пятьсот человек собрались, чтобы побороться на 45 млрд вон в шести традиционных для Кореи детских играх, точнее в их кровавых версиях. Масштаб площадок для игр поражает — как-будто ребенок, которого в детстве не звали играть со всеми и ему оставалось только наблюдать, став взрослым, решил построить для своих «друзей» огромную игровую «мясорубку». И наблюдать: годы идут, а привычка быть соглядатаем осталась.

Если бы это был анекдот про типажи, то начинался бы он так: собрались как-то главный герой раздолбай и пьяница, мрачная девушка, сбежавшая из Северной Кореи, одноклассник главного героя — умница и красавец — финансист прогоревший на фьючерсах, полоумный старик-трикстер, иммигрант из Пакистана и девушка, чью историю рассказали только для того, чтобы она пожертвовала жизнью ради спасения ключевых персонажей. Задача участников — пройти шесть детских игр. У них отбирают телефоны, переодевают в униформу и селят в бункере. Победитель получает денежный приз, а проигравшие погибают. Сбежать с острова не получится: за участниками всюду следят камеры и вооруженный персонал в масках.

Режиссер «Игры в кальмара» Хван Дон-хёк известен на родине историческим эпосом «Крепость», комедийным сериалом «Мисс Бабуля» и социальной драмой «Суровое испытание». Последний фильм стал кассовым хитом в Корее, собрав 4,7 миллиона зрителей. Сюжет фильма основан на реальных событиях, которые произошли в школе Инхва в Кванджу для глухих, где молодые студенты подвергались жестокому обращению и сексуальному насилию со стороны учителей и администраторов. Но что более важно, это вызвало широкий общественный гнев и комментарии, так что дело было возобновлено, и законодатели приняли «законопроект Догани», отменяющий срок давности за преступления на сексуальной почве против несовершеннолетних и инвалидов. Хван сказал: «Вы не можете изменить общество с помощью всего одного фильма, но глядя на последствия выхода этой картины, мы можем думать о его силе, с точки зрения положительного воздействия на общество».

ДЬЯВОЛ В ДЕТАЛЯХ

Шесть игр и шесть центральных персонажей. Магия чисел в деле. В этом фильме они играют ключевую роль. Например, нашивка на куртке главного героя — 456. Цифры и числа имеют магическое значение для народов разных стран, в том числе и корейцев, традиционно весьма суеверных. Как и в соседнем Китае, в Южной Корее в больницах можно не встретить 4-й палаты, в лифте не обнаружить кнопки 4-го этажа, а в доме не найти 4-й квартиры. И все потому, что корейское чтение заимствованного в свое время китайского иероглифа «четыре» (四 - sa) созвучно чтению иероглифа «смерть» (死 - sa). Символ центра мира — пять элементов, музыкальных тонов, основных вкусов, пять добродетелей (человеколюбие, верность долгу, следование обрядам, мудрость, доверие). Шестерка — скорее служебное, а не основное число в восточной нумерологии. Это — некоторая стабильность, приходящая после пяти. Число, дающее полный объем — 6 направлений: зенит, надир и четыре стороны света. Омоним числа — «богатство».

Еще одна интересная деталь, которую отметил сам режиссер в интервью. Игры, которые мы видим в сериале, основаны на традиционных корейских детских играх семидесятых годов. Одна из них, от которой программа получила свое название, — игра в кальмара, которая состоит из рисования различных геометрических фигур (круга, квадрата или треугольника) на земле, которые при соединении образуют фигуру, похожую на кальмара. «Это то, во что я играл в детстве на школьном дворе или на маленьких улочках района», — рассказал он. «Чтобы понять правила таких игр, не требуется много времени и энергии. Суть игры на выживание — это поддержания уровня зрелищности и вовлечение в нее зрителей», — сказал Хван. Благодаря простоте правил, «Игра в кальмары» должна создать ощущение азартной игры, когда изначально мы можем узнать только приблизительно вероятность выигрыша или проигрыша. Однако здесь и возникает главная проблема сериала — он слишком логичный. Зацепившись за детали в предыдущих эпизодов мы можем «угадать», что произойдет с героями дальше.

ИГРОМАНИЯ И ЛАКАН

О Лакане можно закономерно вспомнить, хотя бы потому что его книга «Теория желаний» — это настольная книга Ведущего игр. Лакан полагал, что формирование человеческого мира как такового происходит в изначальном соперничестве с другими. Борьба за признание, борьба за желание разворачивается в диалектике отношений с другим. Но еще важно упомянуть его, в связи с тем, что при помощи его теории желаний можно объяснить мотивы азартных игроков.

В Южной Корее индустрия азартных игр ориентирована в основном на туристов. До 1967 года практически все известные казино были закрыты для местных жителей. Осталось лишь одно государственное казино, разрешенное для корейцев и для иностранцев. Интересно, что из азартных игр граждане страны имеют законный доступ к ставкам на велогонки и гонки на моторных лодках (регулированием отрасли занимается Министерство культуры, спорта и туризма — MCST), разрешены ставки на скачки (регулирует Министерство сельского хозяйства — MAFRA), также разрешено принимать участие в лотерейных розыгрышах.

Проблема игромании в Южной Корее стоит не так остро, как в Японии. Однако по подсчетам Корейского центра по азартным играм число молодежи среди лудоманов за последние 5 лет резко увеличилось. После публикации отчета KCGP Корейский центр по контролю и профилактике заболеваний (KCDC) объявил о планах включить вопросы об азартных играх в опросник регионального обследования здоровья, которое проводится каждые два года. В июне 2018 года Всемирная организация здравоохранения официально признала игровую зависимость заболеванием, внеся ее в Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем.
Возбуждение от неустанной и безостановочной игровой деятельности, иногда доходящее до полного психического и физического истощения, которое воспроизводит игрок в игровом зале, становится особой формой получения удовольствия — оргазма Я. Игрок как бы оказывается в иной психической вселенной, где грань (бинарная оппозиция) между удовольствием и страданием является весьма условной и призрачной. Провал, крах, проигрыш — все это для патологического игрока парадоксальный способ достижения «оргазмического взрыва», который становится сильнее, когда боль и крушение достигают своего апогея. Сознательное страдание по Лакану бессознательно является наслаждением. В игре патологический азартный игрок тренируется в получении наслаждения, отказывая себе во сне, пище, сексе и общении — так он увеличивает способность доставлять и даже собственной жизнью. Самым волнующим для игрока оказывается ожидание, предчувствие и пребывание в подвешенном состоянии между ставкой и результатом игры (выиграл — проиграл).

Такие предельные ситуации и рассматриваются в сериале. Все персонажи, с которыми мы так или иначе встретимся в этом сюжетном пространстве — профессиональные игроки. Каждый из них в азартен в той или иной степени. Апогей этой азартности в том, что в правилах прописано — если большинство игроков откажется от участия, то игра завершиться — однако отказ так до конца и не сработал. Кто-то все равно был за игру. Потому что реальность ужасна, она «ад», согласно логике сериала больший, чем пространство игры. Персонажи предпочитают оставаться в ее поле еще по причине ясности правил, они даже сами могут их придумать, а в жизни таких четких границ не наблюдается.

Редактор:ЛенаЧерезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda