ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 2 ИЮЛЯ 2022

МЕЖСЕЗОНЬЕ: НИ ЖИВЫ НИ МЕРТВЫ

Подростковый бунт и хаотичное путешествие по российской глубинке от режиссера фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»

МЕЖСЕЗОНЬЕ: НИ ЖИВЫ НИ МЕРТВЫ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 02.07.2022
Подростковый бунт и хаотичное путешествие по российской глубинке от создателя фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»
МЕЖСЕЗОНЬЕ: НИ ЖИВЫ НИ МЕРТВЫ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 02.07.2022
Подростковый бунт и хаотичное путешествие по российской глубинке от создателя фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ

А почему люди на улицах не танцуют?


Из фильма «Межсезонье»

Режиссер: Александр Хант
Страна: Россия
Год: 2022

Дебютная работа Александра Ханта, роуд-муви «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» — неровная, но обаятельная криминальная комедия про поиски счастья, самопознание и покаяние. Стилистически и идейно «Межсезонье» — новый проект молодого режиссера — напоминает его первую постановку.

«Межсезонье» вдохновлено событиями 2016 года, когда в псковской области двое подростков, Денис и Катя, забаррикадировавшись в частном доме, обстреляли из охотничьего ружья наряд полиции. В результате штурма юноша и девушка погибли от огнестрельных ранений. Они вели трансляцию в Periscope, так что новости о произошедшем очень быстро распространились по всей стране. Но что побудило подростков совершить такое? Только ли непонимание со стороны родителей и сверстников? И, как предположили тогда некоторые общественные организации по защите прав детей, причина трагедии кроется в негативном влиянии социальных сетей и видеоигр? Никаких ответов на поставленные вопросы мы так до сих пор и не получили.

В своей новой работе Александр Хант попытался во всем этом разобраться.
Фильм Ханта лишь формально основан на печальном инциденте шестилетней давности. Растиражировавшие историю СМИ часто называли Дениса и Катю российскими Ромео и Джульеттой. Хант предлагает другой вариант: в «Межсезонье» главные герои — скорее Бонни и Клайд, нежели герои знаменитой трагедии Уильяма Шекспира.

В центре сюжета находится застенчивый Данила (Игорь Иванов) и полная энергии Саша (Женя Виноградова). Встретившись на вечеринке, молодые люди проявляют друг к другу взаимный интерес, но зарождающиеся чувства пытаются на корню оборвать их родители. Мать юноши Ирина (Ольга Саханова), а также родительница девушки Снежана (Жанна Пугачева) и ее работающий в силовых структурах отчим Виктор (Константин Гацалов) категорически против отношений своих детей. И поэтому Саша и Данила сбегают.

Побег Саши и Данилы, сперва выплеснувшийся в протест против родительских запретов, постепенно превращается в настоящую революцию. Не политическую (об этом в фильме даже есть неплохая шутка), но внутреннюю, личную. В «Межсезонье» Хант романтизирует образ решившего восстать против несправедливости и бессмысленности мироустройства героя. Постановщик обнажает амбивалентность натур юноши и девушки — за подростковым бунтом угадывается стремление найти себя в огромном, по большей части враждебно настроенном мире.
Легкий повествовательный тон фильма накладывается на пресловутую русскую хтонь, образуя причудливую гротескную форму, в которой вынуждены существовать главные герои. Хант пишет широкими мазками, используя канонические образы. Так, серванты в данилиной квартире «ломятся» от фарфоровой посуды, а встречающиеся на пути протагонистов персонажи выглядят предельно карикатурно. Чего стоит хотя бы живущий в сельской глуши, напоминающий то ли Лешего, то ли Кащея Бессмертного Дырявый в исполнении одиозного Владимира Спартака.

Сказка в ленте встречается с былью. Но относиться с предельной серьезностью к «Межсезонью» все равно не получается — картина представляет из себя набор клише, пусть и выполненных на высоких техническом и творческом уровнях. Зрительское внимание концентрируется не на знакомых образах и понятиях, а на главных героях.

Будучи трудным подростком, Саша поначалу захватывает лидерство в отношениях с Данилой. Она направляет юношу, помогает ему уйти из-под влияния гиперопекающей матери и нащупать в себе мужское начало. Данила проходит долгий путь, превращаясь из тихого домашнего мальчика в настоящего героя-революционера. Это отображается в том числе и во внешнем виде молодого человека. Меняется и Саша: ее бескомпромиссность и желание действовать ставятся под сомнение, а разделенный на черное и белое мир постепенно заливается серыми оттенками.
Герои взрослеют, и режиссер в деталях препарирует этот процесс. Камера Натальи Макаровой («Пепло», «11+») беззастенчиво вглядывается в лица юноши и девушки, не стыдится их обнаженных тел, показывая моменты интимной близости, споров и ссор, нежной любви и тихой привязанности. Как и в своей первой картине, Хант живописует пейзажи русской действительности отнюдь не в серых тонах — он использует гораздо более широкий диапазон цветов и оттенков: фиолетовые небеса над панельными домами, залитый желтизной опавших листьев лес, огни ночного автобана и затхлость провинциального рынка.

Политические мотивы режиссер многозначительно обходит стороной, оставляя на откуп зрителю лишь пару-тройку сыгранных впроброс мелодий-двусмысленностей. В «Межсезонье» под бойкие и провокативные мелодии Дайте танк (!), ДДТ, Хачатуряна, Shortparis, Пошлой Моллли и Face’а (на территории Российской Федерации признан иностранным агентом) со строками вроде «Залетаю в магазин, выпускаю магазин / У меня на это есть тысяча причин» вчерашние подростки уходят в мир взрослых, при этом отчаянно желают невозможного — навсегда остаться детьми.
«Межсезонье» может заинтересовать не только как трагикомедия о том, трудно ли быть молодым (ответ: да, трудно). Постановка — в том числе аллегорическая история о состояниях между жизнью и смертью, любовью и ненавистью, миром и войной. Это обаятельная лозунговая картина о потере моральной девственности. Также «Межсезонье» — фильм о загубленных поколениях и о готовых действовать людях нового времени.

А еще это сентиментальное кино об отношениях детей и родителей. Ведь оказывающиеся на перепутье между взрослыми и детскими мирами герои еще не отпустили юношеские грезы о прекрасном, где все идеально и непогрешимо. Где любовь — обязательно одна и на всю жизнь, друзья всегда помогут в сложной ситуации, а зло непременно будет наказано.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda