При этом мир образов в «Жертвоприношении» не ограничивается мужчинами. Здесь есть место и для фигуры матери, дочери, жены, ведьмы. Женщины для Тарковского значили не меньше, и в этом плане его последний фильм наследует «Зеркалу» и «Ностальгии». Сам Дом здесь показан традиционно, как женская вотчина: кроме домочадцев здесь еще обитают три служанки. Наследие «Ностальгии» заключается еще и во взгляде на мир, разобщенный и лишенный каких-либо ориентиров. Как писала Майя Туровская: «Нарастание мессианского мотива — от исповеди к проповеди, от проповеди к жертве — „сюжет“ всей поздней трилогии Тарковского, доформулированный на Западе как раз потому, что прежнее духовное противостояние героя в условиях богатой потребительской цивилизации с ее вседозволенностью перешло в универсальную мировую скорбь, окрашенную в цвета личной трагедии». Апокалипсис здесь происходит от бездуховности, а не от греховности, и только женской помощью его можно предотвратить.
Помимо самого Апокалипсиса, здесь есть много библейских мотивов, тесно связанных с жертвоприношением. На мгновение всплывает легенда об Аврааме, угадываются аллюзии на историю Марфы и Марии, камера постоянно возвращается к «Поклонению волхвов» Да Винчи — сюжету, в котором мудрецы приносят жертвы младенцу, обреченному на самопожертвование. Даже рабочее название картины цитировало Экклезиаста: «Время разбрасывать камни и время собирать камни» — то есть время разрушать и время строить. Когда дом построен (или в крайнем случае куплен), наступает время его разрушить. Совершенно загадочной остается фигура почтальона Отто, который коллекционирует сверхъестественные происшествия, падает ни с того ни с сего в обморок и пророчит миру избавление. Это юродивый, который не приживается на шведской почве, потому что на его месте должен был быть Анатолий Солоницын. Именно Отто станет той искрой, от которой важен и мотив обновления, перерождения через уничтожение. В каждом апокалипсисе и каждой смерти заложено зерно новой жизни, и в финале режиссер искусно передает это через визуальные образы.
Сны и видения, чудеса и странности преследуют зрителя на протяжении всего фильма. Многие эпизоды вне контекста выглядят совершенно сюрреалистичными. Вот циклопический Александр склонился над миниатюрной копией своего дома, которая окажется подарком на день рождения, а вот отменил атомную войну, переспав (в своем сне?) со служанкой. Об этом редко упоминают, но Тарковский в поздние годы практиковал трансцендентальную медитацию и был посвящен в учение Махариши. Мистицизм, помноженный на христианское восприятие чудес, дает в результате именно такой взгляд на мир. Хотя дело не только в этом, ведь чтобы по-настоящему понять происходящее, нужно в первую очередь завести детей и состариться.