Правила игры с форматом здесь только устанавливаются. Вместо кастинга — музыкальный клип с быстрым, ритмизированным монтажом. Такой финт, нарушающий доминирующие длинные планы и кажущееся невмешательство в поведение актера, повторится трижды. Рамка в рамке задаст основное правило существования заболоченного времени «болливудского проекта», скрывающего в себе Игру в кино, где актер, персонаж и зритель фильма сольются в лице малость ошеломленной Светы.
В очередной день, когда должны были быть съемки, но астрологи провозгласили бессобытийность, Свету с напарником по площадке пригласили на Игру. Киномеханик достает бобину с подписью «Отпуск в октябре» и заряжает в проектор. То ли это название советского фильма конца семидесятых, то ли проекта комплементации актера. Все ключевые персонажи съемок (даже помощница режиссера), очистившись от карнавального экстаза, собираются в кинозале и смотрят отрывки, снятые на «Свему», а затем по жеребьевке воспроизводят увиденное в доступных локациях. Выбранный период в истории кино действительно благодатный: фильмы позднего «застоя» обнажают игровые модели социальных функций. Роль типичного гражданина, семьянина и товарища превратила человека в актера, изображающего опостылевшего персонажа. Герои этих фильмов если не сознают себя персонажами, то указания на это часты. В «Осеннем марафоне» Бузыкин помогает с переводом «Горестной жизни плута», сценария фильма-мира, в котором он есть персонаж, то есть читает и переводит свою же историю. Другой фильм того же 79-го, «Отпуск в сентябре», построен как воспроизводимый флэшбэк, в котором возникает попытка воспроизвести еще один флэшбэк, когда супруги играют роли самих себя, но молодых и влюбленных. Все бы ничего, только флэшбэк оказывается невоспроизводим. Жена просит «ради Бога» прекратить, но Бога тогда не было, а значит, не было режиссера-демиурга, способного воссоздать игровую структуру.
Лейбниц, сформулировав закон достаточного основания, постулировал совершенство мира, но не его единственность. Свою «Теодицею» он закончил сном жреца Теодора, в котором мир представился ему как множество потенциально возможных вариантов. Но Бог, создавая мир таким, каков он есть, выбрал лишь наиболее оптимальный из них. Режиссер, всегда симулирующий Бога, всевидящего хозяина своего творения, в «Отпуске в октябре» попускает вожжи и отходит не просто на шаг назад, а моделирует другую систему миростроительства, выводя на передний план не результат, а процесс во всей своей узорчатой множественности. Актерам позволяется менять роли, а иногда даже вовсе выходить из них, комментируя происходящее и высказывая свое мнение. Мир не в единственном оптимальном варианте, а в становлении, где каждый элемент, будь то пространство или персонаж, обнаруживает свое отражение, как камера, расползающаяся на множество потенциальных ракурсов с помощью системы окружающих персонажа зеркал.