Как уже было сказано, американцы на правах главных киношников мира — а также и потому, что ирландцы составляли значительную часть эмигрантов — тоже сняли немало фильмов про Смуту, о которой также делали кино и британцы, само собой, и за очень редким исключением другие страны.
Почти одновременно с «Хеннесси» в 1976 году выходит фильм ужасов совместного производства ГДР, Канады, Франции и Италии «Рожденный для ада». Американец, дезертировавший с Вьетнамской войны в 1972 году, пытается вернуться через Белфаст в США, но, так сказать, по пути, убивает почти с десяток студенток мединститута, живущих в одном доме. Сюжет фильма мало соотносится с североирландским конфликтом, но происходит на его фоне.
Британско-американская «Отходная молитва» 1987 года мгновенно завлекает зрителя Микки Рурком в главной роли, но, как
написал Хэл Хинсон для Washington Post, «чем дальше идет фильм, тем слабее зритель воспринимает хороших актеров». Роджер Эберт как всегда был категорично негативен и
заявил, что «Отходная молитва» — это «нелепый фильм» и «непристойная эксплуатация североирландского конфликта, который заслуживает более серьезного отношения». Критик пишет, что сюжет не имеет ничего общего с протестантами, католиками, Северной Ирландией, ИРА или британцами — они всего лишь фон для мелодрамы.
Про американскую «Собственность дьявола» 1997 года Эберт и вовсе
считает, что этот фильм показывает свое «невежество в истории Северной Ирландии» и не упоминает проблемы, из-за которых начинается как драматургический, так и исторический конфликт. В Variety
возразили, написав, что режиссер Алан Пакула уравнял мораль, сделав понятными политические и эмоциональные мотивы мести ирландского террориста против чувства справедливости порядочного полицейского и стремления ко всеобщему высшему благу. Возможно, поэтому про фильм говорили, что он романтизирует деятельность ИРА. Сам исполнитель одной из главных ролей, Брэд Питт, лаконично
отметил позже, что «фильм мог бы быть лучше», но он ему «реально нравится», и это было для него хорошей школой.
Американский «Вечный мир» 2000 года от Барри Левинсона тоже пострадал из-за «сочувствующего изображения» ИРА. Продюсер фильма Джером О’Коннор
утверждал, что студия DreamWorks саботировала продвижение ленты из-за того, что режиссер не изменил некоторые сцены в угоду британской власти, возражавшей против показанного в фильме образа ИРА. Но, возможно, проблемой было и то, что «Вечный мир» — это комедия про ИРА, где еще и солдаты британской армии высмеиваются. Пожалуй, в те времена — 2000 год, через пару лет после подписания Белфастского соглашения — реакция на комедию об ИРА была равносильной реакции на комедию о блокаде Ленинграда «Праздник» (2019) в нынешней России. Хотя, те, кто смотрел этот фильм, знают, что это, скорее, жесткая сатира, прикрывающая трагедию.
Одной из последних ярких картин Великобритании о североирландском конфликте стала драма «71» 2014 года, осыпанная наградами артхаусных фестивалей. «71» воссоздает события одного дня и ночи британского солдата в 1971 году, за год до Кровавого воскресенья, когда обстановка в городе и между британскими солдатами и ирландцами предельно накалена. В «Хеннесси», снятом почти за 40 лет до, не раскрывались первопричины конфликта, и все сводилось к личной мести героя. Так происходит и в «71». Джеффри Макнаб из The Independent
пишет, что режиссер и сценарист, получается, опять «не слишком глубоко исследовали экономические и политические причины конфликта». На то же пеняет и Дональд Кларк из The Irish Times,
подчеркивая, что сценаристу было «необходимо объяснить динамику конфликта, так как диалоги покровительственно упрощены и ссылки на протестантские и католические
"общины" чувствуются чуть-чуть анахронизмом». Фильм отметили за темп повествования и саспенс, операторскую работу и атмосферу, в которой пребывает главный герой.
Напоследок хочется подробнее рассмотреть британско-канадский фильм «Пятьдесят ходячих трупов» 2008 года по одноименной книге Мартина МакГартленда, снятый женщиной-режиссером Кари Скогланд. От «Из огня да в полымя» его резко отличает то, что сняты «Пятьдесят ходячих трупов» как мужской фильм — здесь крови, насилия и перестрелок не меньше, чем в фильмах режиссеров-мужчин, а также типичной для мужского кино сексуальной объективации одной героини и плоскости другой.
Мартин МакГартленд становится агентом британской полиции, его внедряют в ИРА. Он информирует полицейского с позывным Фергус о планах боевиков. Как и Джерри Конлон в «Во имя отца», в начале фильма он представлен молодым человеком, ходящим по домам и продающим одежду, потому что не может получить работу, будучи католиком, ведь все рабочие места контролируются протестантами. Ему не нравятся британцы: «Я не видел ни одного террориста, который бы разносил твой дом за то, что ты ирландец, или вытаскивали тебя за задницу, чтобы ради веселья выбить из тебя дерьмо; британцы никогда не приходили в Ирландию по приглашению, так что кто тут гребаный террорист?» Как и все наглые и дерзкие молодые люди, что из «Кровавого воскресенья», что из «Во имя отца», он может с легкостью спровоцировать на конфликт британских солдат. Но еще меньше Мартину нравятся ИРА, прострелившие ноги его другу.
Местами «Пятьдесят ходячих трупов» похожи на зеркальное отражение «Во имя отца»: в обеих картинах главные герои — молодые ирландцы, занимающиеся какой-то ерундой, чтобы прокормить семью. Но если Джерри противостоит пытающим его и других будущих фигурантов судебного дела ради ложного признания британцам, то Мартин занимает сторону против ИРА. Он становится свидетелем того, как ИРА не меньше кошмарят самих ирландцев, а со своим британским куратором сближается настолько, что Фергус приходит поздравить его в роддом с рождением сына. В финале только Фергус заботится о его судьбе: самолично вытаскивает из плена ИРА, отвозит в свой дом и выхаживает, таким образом оставаясь единственным другом после потери семьи и доверия со стороны ирландцев и ИРА. Боевики ИРА изображены в отрицательном свете: как количественное, так и качественное насилие в фильме показано больше всего с их стороны. Но самое дурацкое в ИРА в этой ленте — это персонаж Роуз МакГоун. Если честно, мне еще очень хотелось посмотреть этот фильм как человеку, выросшему в нулевые на показах «Зачарованных» по СТС в 17:00. «Пятьдесят ходячих трупов» — один из немногих известных полнометражных фильмов среди актерских работ Роуз МакГоун, но в этом фильме ее роль разочаровывает. Довольно странно, что топ-оперативница и офицер разведки ИРА Грейс Стеррин — это «very nice, nice, nice looking woman», рыжеволосая, в яркой одежде, немедленно стремящаяся соблазнить главного героя. Что же делает «большая рыба» ИРА, кроме как «использует свое тело, как Мата Хари»? Судя по фильму, ничего, ведь сценаристы не затрудняются объяснить, как же девушка стала серым кардиналом в ИРА и что полезного для нее сделала. Получается странный образ ИРА, которую возглавляет размалеванная гламурная проститутка. Не сильно лучше другой женский образ в картине — девушка и сожительница Мартина по имени Лара. С ней, их ребенком и семейной жизнью ассоциируются мягкие цвета и теплое освещение в череде холодных темных оттенков. К сожалению, Лара, как и Грейс, тоже объективирована, но в качестве хранительницы домашнего очага.
Интересный факт: оказывается, существует и документальный советский фильм «Пламя Ольстера» 1982 года, посвященный североирландскому конфликту и снятый моим университетским преподавателем Борисом Калягиным, когда он работал корреспондентом в Великобритании.
Смута и ИРА часто фигурируют или упоминаются в фильмах не на главных ролях, но на втором-третьем плане. Главный герой «Завтрака на Плутоне» (2005) случайно обнаруживает, где члены ИРА спрятали оружие, и вляпывается в опасную ситуацию. Действия ИРА в британской «Долгой Страстной пятнице» (1979) приводят к завязке конфликта. В первой серии третьего сезона «Шерлока» (2010−2017) среди подозреваемых в готовящемся теракте по типу Порохового заговора подозревают «снова активизировавшуюся ИРА». Дочка главного героя в «Иностранце» (2017) погибает в результате теракта, устроенного ИРА. В американской драме «Замыкая круг» (2007) судьбы героев замыкаются в Белфасте на фоне беспорядков, где каждый находит то, что искал в течение жизни.