ДАНИИЛ БЕЛОБРОВЕЦ
19 СЕНТЯБРЯ 2019

КИНОАВАНГАРД СЕВЕРНЫХ СТРАН: ВИДЕОЭКСПЕРИМЕНТ

Неудобный, экспериментальный и бессюжетный кинематограф северных стран от Ингер Лиз Хансен и Тинне Ценнер
16 Сентября состоялся первый показ в рамках программы «Послания к человеку» «Киноавангард Северных стран». Программа, призванная познакомить петербуржцев с важнейшими видеохудожниками и режиссерами-эксперименталистами Северной Европы, проводится при поддержке фестиваля Северных Стран, отмечающего свою десятую годовщину. Это обусловило некоторую торжественность вечера – в Малом зале кинотеатра Аврора, среди модерновых лепных фризов и бронзовых Давидов вступительную речь произнес датский консул.

Сам показ включал в себя ретроспективу датской видеохудожницы и экспериментального аниматора Тинне Ценнер и норвежского stop-motion аниматора Ингер Лиз Хансен. Творчество этих режиссеров тесно связано с архитектурой и ландшафтом. Обе работают на достаточно обширном географическом поле – среди локаций их короткометражных ненарративных (бессюжетных) фильмов встречаются и густые португальские леса, и заснеженные холма Гренландии, пустынные норвежские фьорды, знойные Калифорнийские субурбии, и даже родные русскому сердцу спальные районы, застроенные непритязательными на вид панельками.
Их подход к теме, однако, несколько различен. Хансен искусно работает с визуальными характеристиками разнообразных материй. Ее «Дом» запечатлевает разрушение одряхлевшего норвежского домика. Здание обнажается, постепенно теряя свою слоистую кожу (сначала кровля, затем деревянные стены, и так вплоть до самого каркаса), подобно тому Робби Уильямс в клипе на песню «Rock Dj» раздевался до скелета, срывая куски собственного мяса и кожи. В «Тумане» и «По течению» режиссер работает с визуальными контрастами, запечатлевая столкновения и взаимопроникновения материалов различной плотности: пенистых волн и скалистых рифов, несущихся или вяло ползущих воздушных масс и острых горных шпилей; а также за счет экстремальной игры со временем и необычных ракурсов наделяет изображение головокружительной динамикой. Наконец, в «Неподвижности» ей удается создать целую визуальную симфонию из извивающегося в невротическом экстазе индустриального мусора. Благодаря скурпулезной работе («Туман», например, снимался на протяжении почти 10-ти лет) и визионерскому таланту, Хансен удается создавать крайне натуралистичные и выразительные изображения, которые можно хорошо охарактеризовать английским словом graphic, к сожалению, не имеющим в русском языке достойного аналога.
Ценнер, в свою очередь, исследует антропоцентризм архитектуры и пейзажа, крепкую, но трудно уловимую связь человека с его окружением. В «Спальном районе» пространный монолог выросшей в Брежневской девятиэтажке русской девочки о ее детстве перемежается со знакомыми сердцу элементами постсоветского интерьера. Окружающая среда оказывается неотъемлемой частью человеческой идентичности. «Переводы» посвящены одному из эпизодов истории колонизации Гренландии датчанами, а именно тому, как датские поселенцы давали новые имена географическим объектам. Изменение названия, наделение физического объекта новыми смыслами и коннотациями, изменяет и его физические характеристики, что ставит под вопрос эссенциальную сущность мира воспринимаемую подавляющим большинством людей как данность.

В других своих работах, Ценнер экспериментирует с возможностями компьютерной анимации. В «Паразите» она перегружает компьютерную программу для архитектурного проектирования противоречащими друг другу задачами, намеренно провоцируя возникновение глитчей, превращающих изображение в абстрактное месиво, порожденное обезумевшим машинным мозгом, а «Аррабиде» при помощи тех же программ компьютерного моделирования пытается найти математическую гармонию в хаотичных лесных формах.

К слову, именно эта 16-ти минутная картина стала точкой кипения, после которой зрители начали массово покидать зал. Возможно, торопились успеть на начало другого показа. После того, как в прежде заполненном до отказа зале включили свет, на своих местах одиноко сидели несколько любителей современного искусства, датский консул и я. Хотелось бы завершить этот текст пассажем о том, что ненарративное кино может захватывать зрительское внимание не хуже остросюжетных драм. Но, судя по всему, это не так.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Made on
Tilda