НАСТЯ РОМАНОВА | 13 ИЮНЯ 2021

БЕЗДОМНЫЙ ПЕС: В СЛУЧАЕ УБИЙСТВА ЗВОНИТЕ МУРАКАМИ

Двойничество, послевоенная Япония и отчаянный герой-полицейский в нуаре от Акиры Куросавы

БЕЗДОМНЫЙ ПЕС: В СЛУЧАЕ УБИЙСТВА ЗВОНИТЕ МУРАКАМИ

НАСТЯ РОМАНОВА | 13.06.2021
Двойничество, послевоенная Япония и отчаянный герой-полицейский в нуаре от Акиры Куросавы
БЕЗДОМНЫЙ ПЕС: В СЛУЧАЕ УБИЙСТВА ЗВОНИТЕ МУРАКАМИ
НАСТЯ РОМАНОВА | 13.06.2021
Двойничество, послевоенная Япония и отчаянный герой-полицейский в нуаре от Акиры Куросавы
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссеры: Акира Куросава
Страна: Япония
Год: 1949

К опытному детективу токийской полиции Сато приставляют молодого стажера Мураками. Но на одном из заданий кто-то крадет у стажера оружие. Отчаявшись, он переодевается демобилизованным военным, испытывающим нужду, и выходит на торговцев оружием.

Первоначально Акира Куросава записал свою историю в виде романа. Он ориентировался на детективы Жоржа Сименона про комиссара Мэгре, где социальная и психологическая подоплека сюжета играла большую, чем классический дедуктивный метод Шерлока Холмса, роль. Однако психологизм сменился морализаторскими речами и черезмерным идеалистическим пафосом.

АЗИАТСКИЙ НУАР

В странах Азии нуар наиболее мощно оказался представленным в Японии, где это направление оказалось актуальным сразу по нескольким причинам. Среди них — криминальная обстановка в стране с влиятельной якудзой во главе, культурные особенности и пессимистические настроения общества после Второй мировой войны. В отличие от европейского, японский нуар шел в стороне от американского и предлагал чуть иначе взглянуть на героев и их жизненные ситуации.

Послевоенный хаос вверг Японию в болезненную летаргию. Многие жители остались без крыши над головой, а голод и болезни захватили страну быстрее, чем союзные войска. Физическое и духовное истощение привело к расцвету преступности, снижению морали и повсеместному алкоголизму. Мало кто верил в перемены, а потому многие даже не пытались найти выхода из положения. В этот период на экраны выходит фильм Акиры Куросавы «Пьяный ангел» — крик души, призванный пробудить родину от мучительного кошмара.

Главным лицом японского нуара стал актер Тосиро Мифунэ — неотъемлемый исполнитель ведущих ролей в картинах Куросавы. Мифунэ воплощал собой не один конкретный образ героя, а огромное множество, от молодого гангстера, находящегося в поисках настоящего себя, до богача, оказавшегося перед выбором всей своей жизни.

ДВОЙНИЧЕСТВО И «ЗЛОЙ» БЛИЗНЕЦ

Тему дуализма в своем творчестве Куросава раскрывает в автобиографии «Жабий жир», главе «Самоубийство комментатора», посвященной своему погибшему брату.

«Позднее, когда я уже вошел в мир кино и работал главным помощником у режиссера Кадзиро Ямамото на фильме „Уроки эссе“, со мной произошел следующий случай. Актер Мусэй Токугава, игравший главную роль, подошел ко мне, пристально посмотрел и говорит: „Ты очень похож на своего брата. Только брат как негатив пленки, а ты — позитив“. Я думал, что стал тем, кто я есть, только благодаря брату, поэтому воспринял слова Мусэя-сана в этом смысле. Однако он продолжил, сказав, что внешне мы очень схожи, но у брата на лице словно бы лежала мрачная тень, и в его характере были такие черты, а у меня и характер, и выражение лица — солнечные и жизнерадостные. И Кэйноскэ Уэкуса говорил, что я, подобно подсолнуху, всегда тянусь к солнцу и ни в какой ситуации не унываю. Наверное, это действительно так. Однако сам я считаю, что лишь благодаря тому, что у меня был „негатив“ — мой брат, смог получиться „позитив“ — то есть я».

Несомненно, дуальный образ (образ близнецов), архетипический по своей сути, универсален и широко представлен в культуре. Источник его лежит в мифологических мировоззрениях о близнецах/двойниках. Двойник воплощает теневые бессознательные содержания (желания и т. п.), вытесненные субъектом из-за несовместимости с сознательным представлением о себе (например, под влиянием морали или социума), с его «приятными и приличными» представлениями о самом себе. Главные герои фильма — полицейский и бандит — бывшие военные. У одного и другого возвращавшегося с войны украли в поезде вещмешок. Один разозлился и стал бандитом, взял за принцип закон городских джунглей «либо ты, либо тебя». У другого тоже украли вещмешок, и он пошел работать полицейским.

Тему двойничества, которую по словам самого Куросавы он перенял у Достоевского, началась еще с картины «Пьяный ангел». Фильм стал первым из двух десятков совместных работ режиссера с парой его лучших актеров — Тосиро Мифунэ и Такаси Симуры. На протяжении 40 следующих лет они будут появляться в самых разных фильмах мэтра.
Санада и Мацунага, главные герои картины, — две стороны одной медали, два представления Куросавы о жителях своей родины. Потерявший надежду в борьбе с неизлечимыми недугами врач увяз в алкогольном саморазрушении, а молодой якудза, не задумывающийся о будущем, за счет чужих жизней пытается урвать пару-тройку счастливых деньков. Оба героя совершают метафорическое самоубийство: один, топя гнетущее положение на дне стакана, другой — махнув рукой на смертельную болезнь. Их взгляды на жизнь ведут в пропасть, но постепенно они вдохновляют друг друга на перемены. Куросава на протяжении карьеры пытался доказать, что всегда есть шанс на лучшую жизнь, каким бы тяжелым ни казалось положение.

Внешне «Пьяный ангел» представляет собой типичную нуарную драму, но режиссер наотрез отказался от романтизации криминального мира, столь популярной на Западе. Наверное, благодаря этому фильм получился более динамичным чем «Бездомный пес».
Даже сцены жестокого убийства в ленте поражают своей монотонностью. В середине фильма есть момент: мужчина, жену которого преступник хладнокровно застрелил из кольта Мураками, выбегает во двор и, проклиная помидоры, которые посадила жена, за то, что они красны в день траура, вырывает их из земли и разбивает о камни. Камера пристально смотрит на разбитый помидор; фильм черно-белый. Сразу вспоминается фраза Хичкока: «В моем фильме „Психо“ у крови нет цвета. Зритель сам представляет себе этот цвет».

По ходу действия таких странных моментов, напоминающих зависания, немало. Поначалу они заставляют остановится, задуматься, но из-за того, что весь ритм фильма не ровен, как сбившееся после утомительного бега дыхание, усталость берет верх над мыслью и детали, важные для анализа стираются. Остаются лишь вырванные из контекста детали: собачий глаз, бессмысленная драка в цветах, блестящее платье одной из героинь, бабочки, лес, мелодия пианино.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda