Если коротко, то Nope — фильм ужасов про пришельцев на ранчо, эдакий «страшный» вестерн. Режиссер иронизирует над теориями про НЛО — над всеми легендами и гипотезами, связанными с этим явлением. Издевка проглядывается не сразу, но она есть. Пил умело водит за нос зрителя, умышленно подставляя ему ложные ответы и знаки. Пришельцев в фильме нет — есть только их мнимое изображение, присутствию которого герои дают более чем милые названия: Монстр-зонтик и Шляпа. Пришельцы здесь не выглядят как чужие, вылезшие из гигантских коконов, или как триподы из «Войны миров», издающие жуткий звук. Пришельцы — это буквально летающая тарелка-метафора, которая, хоть и не имеет законченного вида и формы, тем не менее, умеет убивать и хорошо с этой задачей справляется. Она делает это легко и непринужденно, как огромный воздушный пылесос: находит того, кто заглядывает ей во «внутрь» (хочется написать в душу, но эта нематериальная часть у нее явно отсутствует) и безжалостно забирает себе. Тут самое страшное — не смотреть на нее, чтобы не привлечь внимания. Но желание узнать, как выглядят пришельцы, что же они вообще такое, берет верх над героями. И после все, что им остается — скулить одинокое «nope».
Эпиграф рецензии — это эпиграф фильма. В русском переводе фрагмент из Библии звучит путанно. Главное в нем — последнее слово «spectacle», что переводится как «зрелище», «представление». Ради этого тарелка и прилетает к людям. Она — наблюдатель. Если посмотришь в нее — умрешь. Нависая над героями, словно Дамоклов меч, она имеет над всеми власть. Ведь неопознанная летающая амбивалентная штука (то в виде тарелки, то в виде облака/тучи/пятна) пожирает только то, что может ее видеть. Такая игра в гляделки стоит многим жизни. Обычно тот, кто смотрит или снимает кого-то, имеет определенное преимущество, контроль над процессом. Наблюдатель решает, когда меч все-таки отрубит тебе голову.
«Мы становимся свидетелями невероятного зрелища», — слышится неприятный вой, гул. Отключается электричество. Лошади начинают бешено носиться. И все понимают — огромная летающая «шляпа» здесь. Такая метафора наталкивает на размышление о том, что все мы находимся под колпаком. За нами наблюдают, но мы не видим откуда. Это вопрос контроля, намек на то, что мы живем в мире, где грань между общественной безопасностью и тотальной слежкой размывается. Мы перестаем понимать, что из этого действительно вопрос сохранения собственной жизни, а что — нарушение личных границ. Происходит подмена понятий: контроль выдают за безопасность. Сегодня, будто бы находясь на арене вечного цирка, зритель понимает, что жизнь есть театр для всевидящего ока — черной дыры, возникающей из большой тарелки. Сегодня для наблюдения за людьми используются дроны и спутники, которые по своему смыслу и функционалу напоминают НЛО — НЛО из фильма Пила, которое не только медленно следует за тобой, наблюдая, но и сжирает заживо, оставляя лишь брелок, бумажник и пару центов из заднего кармана штанов. Nope демонстрирует, как абсурдно и бесчеловечно все это выглядит со стороны.