олег прекраснов | 20 ЯНВАРЯ 2020

НУАР И НЕО-НУАР:
ПРЕДПОСЫЛКИ И ХАРАКТЕРИСТИКА

Классика Голливуда и визуальное наследие нуара в стилизованных картинах современных режиссеров
НУАР И НЕО-НУАР:
ПРЕДПОСЫЛКИ И ХАРАКТЕРИСТИКА
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 20.01.2020
Классика Голливуда и визуальное наследие нуара в стилизованных картинах современных режиссеров
НУАР И НЕО-НУАР:
ПРЕДПОСЫЛКИ И ХАРАКТЕРИСТИКА
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 20.01.2020
Классика Голливуда и визуальное наследие нуара в стилизованных картинах современных режиссеров
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Что такое «нуар»? Кто-то называет его жанром, кто-то — стилем. Тёмные закоулки большого города, игра теней на экране, безнадёжная судьба циничных главных героев, роковые девушки — данные элементы образовали целое направление в кинематографе середины 20-го века, истоки которого обнаруживаются в «крутых американских детективах и немецком экспрессионизме. Пик популярности нуара пришёлся на 40−50-е годы. Позже «черные» фильмы перестали быть востребованными, а в своём измененном виде сформировали нео-нуар. Чем же современный цветной нео-нуар отличается от классического?
«Двойная страховка», 1944
Сперва классические нуарные истории появились в литературе — детективный или криминальный роман отличался от «черного» и «крутого» пестованием тревожной атмосферы; акцент делался на внутренние монологи героя, его субъективные сомнения и чувства. Главный герой зачастую положительным персонажем не являлся — так, главное действующее лицо романа «Двойная страховка» — Уолтер Несс (в экранизации Нефф) — преступник и убийца. Джеймс Кейн, автор книги, входил в группу авторов «нуарных» романов; помимо него ими являлись также Рэймонд Чандлер (он сыграл небольшую роль в экранизации «Двойной страховки»), Корнелл Вулрич, Дэшилл Хэммет. Поставленная по роману последнего картина «Мальтийский сокол» вышла в 1941 году и обрела статус классического film-noire, а главный герой в исполнении Хэмфри Богарта — детектив Сэм Спейд — воплотил на экране образ детектива, которым вдохновлялись создатели последующих криминальных лент.

Роман Жан-Поля Сартра «Тошнота», опубликованный в 1938 году, имел ряд качеств, которые будут присущи и нуару: пессимистичные и наполненные экзистенциальной философией монологи Антуана Рокантена отражали меланхоличные взгляды лирического героя, по мнению которого «События тоже текут мимо: откуда ни возьмись появляются люди, что-то говорят, потом уходят, и ты барахтаешься в историях без начала и конца — свидетель из тебя был бы никудышный». К слову, изначально произведение имело название «Меланхолия».
«Мальтийский сокол», 1941
Из ситуации послевоенных мировых кризисов, общей обстановки упадка у представителей американской культуры сложилось «темное мировоззрение», которое, сначала, нашло выражение на бумаге, а затем – в кинематографе. Эмоциональным и творческим ответом на мировую нестабильность и глобальным референсом для американского нуара стал немецкий экспрессионизм. Обилие крупных планов, изломанные линии света на плёнке, контрастное освещение, резко очерчивающие пространство кадра тени – такими были «Кабинет доктора Калигари» Вильгельма Мурнау и картины Фрица Ланга – «М», «Метрополис». Последний уехал в Америку и снял несколько фильмов в «чёрной» стилистике – «Министерство страха», «Улица греха».

В кинематографе нуар стал популярен в 40-50-х годах прошлого века. Интересно, что автор вышеупомянутой «Двойной страховки», а также другой легендарной нуар-ленты «Бульвар Сансет» – Билли Уайлдер – также, как и Фриц Ланг, уехал из Европы в Америку. Он был одним из первых авторов, игнорировавших рамки и клише нуара. Дон Бирнэм – главный персонаж ленты «Потерянный уикэнд» Уайлдера – не гангстер и не убийца, а в сюжете нет обольстительных femme fatale. Фильм можно охарактеризовать как психологическую драму падения человека вследствие нарциссического поведения и алкогольной зависимости.
«Последний уик-энд», 1945
Нео-нуар начал формироваться в конце 60-х — начале 70-х годов: как и в прошлом, новый стиль появился в контексте противостояния США и Вьетнама, покушения на Кеннеди и отмены «кодекса Хейса». Отсутствие уверенности в настоящем и определённости в будущем сыграло на настроениях людей и кинематографистов, которые росли на нуаре.

«Долгое прощание» Роберта Олтмена (1973 г.) демонстрирует зрителю старомодного и болтливого частного детектива в исполнении Эллиотта Гулда, который кажется диковинкой в для реалий 70-х. Его саркастичные фразы подчёркивают пародийное направление фильма, которое высмеивает клише нуар-фильмов. Основанная на романе классического нуарного писателя Рэймонда Чандлера, картина играет со штампами, и, например, вместо постоянной дождливой ночи переносит действо в яркий и солнечный Лос-Анджелес. Так, начало истории скорее является шаржем, чем серьёзной завязкой — Филипп Марлоу (так зовут главного героя) пытается покормить своего кота, но тот отказывается и убегает из дома. Данная манера повествования и атмосфера ленты радикально отличаются от классических нуаров, в которых, к тому же, отсутствовали полуголые девушки-хиппи.

Постараемся обнаружить отличия в формах нуара и нео-нуара на примере картины 1974 года «Китайский квартал» Романа Полански. Тёмные городские закоулки заменили пальмовые улицы Лос-Анжелеса. Есть в фильме циничный главный герой — детектив Джек Гиттес в исполнении Джека Николсона — и роковая красотка Эвелин (Фэй Данауэй). Черты классического нуара обыгрываются режиссёром в ярких красках Америки; начальные титры ленты и её место действия отсылают к довоенному времени, навевая ту самую старую, аутентичную «чёрную» атмосферу. Фильм был одним из первых, наряду с «Долгим прощанием», сюжет которого отсылал к нуару как к сформировавшемуся явлению прошлого. Один из актёров ленты, Джон Хьюстон — режиссёр «Мальтийского сокола» и нуара 1950-го года «Асфальтовые джунгли». Совпадение? Конечно.
«Китайский квартал», 1974
«Жар тела» 1981 года вводит зрителя в атмосферу эротического триллера со всеми признаками нуара — молодой адвокат Нед (Уильям Хёрт) случайно знакомится с красоткой Мэтти (Кэтлин Тёрнер) и вступает в опасную игру, завязанную на сексуальных отношениях и убийстве. Сюжет ленты напоминает классическую «Двойную страховку», и помимо джазового саундтрека, придающего экранному действию атмосферу нуарного лоска, картина, также, содержит визуальный ряд «низкого ключа» (ночные сцены, подчёркнуто тёмное изображение) с обилием красного цвета — ассоциирующегося с опасностью и страстью. В это время становятся популярны эротические триллеры с женщиной-вамп в качестве антагониста; в 1991 году обретает славу «Основной инстинкт», по сюжету которого персонаж Майкла Дугласа спускается по нисходящей из-за хитрой и подчеркнуто сексуализированной главной героини в исполнении Шэрон Стоун.

Страсть к «чёрным» фильмам прошлого проявляется и в вычурной, усиленной стилизации: её можно обнаружить в ленте «Секреты Лос-Анжелеса», которая рассказывает классическую нуарную историю и передаёт дух былого жанра, а также в экранизации серии комиксов «Город грехов» от Роберта Родригеса. Постмодернистская игра с нуаром ведется с использованием карикатурных персонажей, и, в случае Родригеса, чёрного абсурдного юмора. Экспрессионистский стиль и сейчас вдохновляет многих авторов: Николас Виндинг Рефн в последних работах («Драйв», «Только бог простит», «Слишком стар, чтобы умереть молодым») смешивает элементы нуара с электронным ретро-саундтреком.
«Жар тела», 1981
Отход в сторону от стандартных гангстерских историй к более широким (психологическим, политическим, сексуальным, постмодернистским) проблемам — переходный период для нуара. Если ранее нуар являлся всё-таки чем-то вроде жанра — со своими условностями и обязательными «правилами игры», то в итоге его стали определять стилеобразующие элементы, которые могут использоваться и в научной фантастике («Бегущий по лезвию»), и в мультфильмах («Кто подставил кролика Роджера?»). Персонажи нео-нуарных историй могут терпеть неудачи вследствие своей принципиальности, либо же полностью переходить на сторону зла («Таксист» Мартина Скорсезе), что было невозможно в наивном и консервативном «старом Голливуде». Стали популярны пародии. Объясняется это переходом от одной культурной эпохи к другой.

Редактор:
Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda