СОФЬЯ ШЕНГЕЛИЯ | 26 АПРЕЛЯ 2023

НЕТ: ИЗОБРАЖАЯ ПОДДЕЛКУ

Вновь обращаясь к истории родного Чили, режиссер имитирует документальность и рефлексирует на тему потери идентичности

НЕТ: ИЗОБРАЖАЯ ПОДДЕЛКУ

СОФЬЯ ШЕНГЕЛИЯ | 26.04.2023
Вновь обращаясь к истории родного Чили, режиссер имитирует документальность и рефлексирует на тему потери идентичности
НЕТ: ИЗОБРАЖАЯ ПОДДЕЛКУ
СОФЬЯ ШЕНГЕЛИЯ | 26.04.2023
Вновь обращаясь к истории родного Чили, режиссер имитирует документальность и рефлексирует на тему потери идентичности
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Действия кинокартины «Нет» Пабло Ларраина разворачиваются на фоне исторического референдума 1988 года в Чили, целью которого было решить, останется ли генерал Аугусто Пиночет в президентском кресле вплоть до окончания своего срока в 1997 году. Фильм выполнен в форме художественного рассказа об агитационной телевизионной кампании по свержению диктатора. События демонстрируются зрителю с точки зрения креативного директора рекламного агентства, который, по настоянию представителя политического истеблишмента, стремящегося сместить Пиночета, соглашается курировать кампанию No (испанское «Нет», то есть «Нет продолжению правления Пиночета»), несмотря на явное отсутствие собственных политических убеждений.
No — испанское «Нет», то есть «Нет продолжению правления Пиночета»
С этой точки зрения «Нет» представляет собой союз между коммерческой рекламой и демократическим процессом, наследуемый современным чилийским политическим ландшафтом. Как бы подчеркивая эту преемственность, Ларраин вплетает в свой художественный сюжет настоящие кадры, применявшиеся в кампаниях «Да» и «Нет», а также кадры других телевизионных передач того периода, которые составляют примерно треть от всего фильма. Режиссер интегрирует архивное видео в общее повествование, в то время как игровая съемка осуществляется с помощью тех же аудиовизуальных технологий, что и в 80-е годы (видеоформат U-Matic и камера Tube). С помощью своеобразной формальной композиции «Нет» поднимает вопрос о ценности старых изображений для создания портрета прошлого. В большей степени, чем другие фильмы трилогии Ларраина о диктатуре («Тони Манеро» (2008) и «Вскрытие» (2010)), «Нет» приглашает зрителя рассмотреть, как историчность отснятого материала (современные кадры, снятые с применением устаревшей аппаратуры, и архивные изображения, восстановленные цифровыми средствами) взаимодействует с продолжающейся историей момента, который он представляет.

Стремясь погрузить зрителей в свой рассказ о референдуме, Ларраин использует на данный момент устаревшую аналоговую видеосистему U-Matic, чтобы кадры не расходились с архивными материалами. Характеристики и особые качества видео являются важным аспектом в восстановлении ощущения представленного периода. Не менее, если не более важным, чем содержание телевизионных фрагментов, которые Ларраин включает в «Нет». Использование U-Matic позволяет создать определенную медиасреду: старые видеоматериалы способны вызывать аффективные воспоминания, создавать атмосферу и ощущение прошлого. В то время как агитационные ролики уже сами по себе дают доступ к архиву узнаваемых элементов (городские улицы, мода, автомобили из 80-х), для самого фильма гораздо более важен эффект, производимый характерным качеством архивных видео, на бессознательном уровне пробуждающих полузабытые ощущения от того исторического периода.

По мнению Ларраина, цифровое изображение высокого разрешения утратило особую текстуру, характерную для фотохимических изображений. Он объясняет это тем, что процесс проявки пленки включает промывку целлулоида местными водами, которые придают каждой полосе вполне конкретный «геополитический свет». Забота Ларраина об «идентичности» четко связывает разницу между «аналогом» и «цифрой» с уязвимыми «региональными» и «геополитическими» различиями. Аналогичная забота об идентичности проявляется и в самом фильме, в этот раз в связи с тем, что глобализированная визуальная культура рекламы стирает национальные культурные черты. Ларраин критикует глобальный образ гомогенизирующего HD (High Definition), что идет параллельным курсом с критикой рекламы кампании «Нет» за угрозу местной чилийской идентичности. Кампания «Нет» — это продукт глобализации, так как для ее съемки оппозиция нанимает рекламщика, чья деятельность прежде преимущественно приходилась на работу за рубежом, то есть он привозит с собой в Чили нечто инородное — нечто европейское и американское.
Ларраин использует на данный момент устаревшую аналоговую видеосистему U-Matic, чтобы кадры не расходились с архивными материалами

Как явствует из заявлений режиссера, он выбирает U-Matic и Tube, чтобы стереть разницу между архивными материалами и своими собственными кадрами, чтобы сплести однородную текстуру, которая поглощает зрителя. Он надеется, что отснятое им аналоговое изображение с кассеты формата U-Matic позволит ему органично соединить реальное с игровым, создав оптимальные условия для реалистичного погружения. Ларраин утверждает, что ему удалось достичь этого слияния, ссылаясь на трудности в различении «старых» и «новых» кадров в процессе монтажа. Используя U-Matic, Ларраин придерживается стиля, привлекающего внимание к носителю информации, имитирует слежение камерой, обнажающее особенности видеотехнологии, а также использует освещение, провоцирующие появление переэкспонированных солнечных пятен и обесцвечивание кадра.
Технология вписывается в повествование: выцветание указывает на двусмысленность подхода к референдуму, а размытые изображения отражают неоднозначные принципы кампании. Использование устаревших медиатехнологий позволяет заглянуть в политическое, поскольку они создают атмосферу и сенсорную логику, благодаря которым фильм Ларраина соответствуют «коже» истории, той эпохи. В фильме «Нет» методы использования видео, безусловно, создают атмосферу, пропитанную 80-ми, когда телевидение и кинематограф, любительские съемки и прочее «видео» разделяли одни и те же визуальные тона и качество звука.

Удивительно, но, несмотря на все вышеизложенное, сама методика съемки, к которой прибегает Ларраин, создает изображение, которое сильно отличается от того, что было сделано в 80-е годы. Если качество видео позволяет ему воспроизвести визуальный эффект той эпохи, то манера съемки новых сцен напротив выявляет их отличие от архивного материала, подчеркивает их художественность. Например, в сценах, в которых главный герой катается по улицам на скейтборде, фигура персонажа остается в фокусе, однако его скорость передвижения размывает фон, а переэкспонированный свет вымывает небо и верхушки деревьев. В то же время клипы 80-х годов стремились регулировать, а не преувеличивать эти особенности видео, уменьшая переэкспозицию или размытость с помощью контролируемых движений камеры.

Использование Ларраином системы U-Matic обращает внимание зрителей на кинематографические средства, которые более привычны для формирования изображения в наше время: движения камеры, кадрирование, ритмика монтажа, кинопространство, которое разрезает диалог персонажей (кто-то задает вопрос, находясь в доме, а кто-то дает на него ответ, уже будучи на улице). Вынуждая прежнюю эстетику столкнуться с современными методиками съемки, «Нет» обращает внимание на существенную роль технических средств в формировании образа прошлого.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda