Екатерина уварова | 4 сентября 2023

НИКОЛАС ВИНДИНГ РЕФН: «Я ОСОБЕННЫЙ»

Укрощение внутренних «неоновых» демонов

НИКОЛАС ВИНДИНГ РЕФН: «Я ОСОБЕННЫЙ»

ЕКАТЕРИНА УВАРОВА | 04.09.2023
Укрощение внутренних «неоновых» демонов
НИКОЛАС ВИНДИНГ РЕФН: «Я ОСОБЕННЫЙ»
ЕКАТЕРИНА УВАРОВА | 04.09.2023
Укрощение внутренних «неоновых» демонов
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ

«НЕТ. Я ПРОСТО ЧУВСТВОВАЛ, ЧТО Я ОСОБЕННЫЙ».

За окном 1978 год. Вам восемь лет. Вы переехали в Нью-Йорк. Пока вы еще с трудом можете составить фразу на английском, а еще у вас дислексия. Вы не умеете красиво выражаться, танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах, работать с глиной. Рисовать тоже не выходит, вы — дальтоник. Вашу юность заполняют бесконечные нью-йоркские клубы, неоновые вывески, лица незнакомых людей. Вы проводите все время там, потому что ненавидите школу. Вы возвращаетесь в родной Копенгаген. Тут начинаете снимать свои первые короткометражки. Но в 19 вновь оказываетесь в Нью-Йорке. Актерский факультет Американской академии драматического искусства. Вы его терпеть не можете. И ходите туда через раз. Год спустя вас вышвыривают: вы кидаете стул в стену во время одной из импровизаций. Но это даже хорошо. После этого вы возвращаетесь домой, в Копенгаген, где снимаете короткометражку «Дилер», а в 23 делаете из него полнометражный фильм. И он выходит в 1996 году. Вы — Николас Виндинг Рефн.

«ТЕБЯ НАКАЗЫВАЮТ, ЕСЛИ ТЫ СЧИТАЕШЬ СЕБЯ ЛУЧШЕ ВСЕХ».

Плакат Mad Max в тесной плохо обставленной квартире, фарфоровый леопард, лысая голова с татуировкой «Respect», ночные клубы, улицы Копенгагена. Таков мир «Дилера» — дебютного фильма Николаса Рефна. «Нет у тебя никаких дел. Только с Тони тусоваться». Простая история про Франка (Ким Бодния) и Тони (Мадс Миккельсен), уличных наркоторговцев, соответствует практически всем положениям «Догмы 95» Ларса фон Триера и Томаса Винтерберга. Съемки производятся на натуре, никакого реквизита и специальных предметов. Ручная камера. Цветная картинка. Режиссер будто консервирует эпоху андеграундного полубандитского Копенгагена. Делает ее практически документальной. Оказывается, что преступный мир девяностых для всех выглядит одинаково: мужики в кожаных куртках и темных очках, проститутки, избиения до полусмерти, наголо бритые парни в спортивных костюмах и кроссовках. Явление повсеместное и обычное даже для улиц Дании. Но дело не в сюжете картины, не в том, чем закончится предательство, вернет ли Франк долг. Рефн отодвигает на второй план преступления героев, ему важны и интересны сами персонажи. Он описывает их душевное состояние. Отчасти из-за этого фильм местами кажется медленным. Рефн прибегает к некоторым визуальным приемам, которые будут доведены до пика позднее в других работах — он чередует приглушенный свет с ярким неоновым. Использует затылочную съемку. Добавляет депрессивности. И оставляет героев один на один с судьбой, продираться сквозь все неурядицы к свету и вести войну всех против всех.
Дуэт Кима Бодния и Мадса Миккельсена мы встречаем снова через три года после первого «Дилера» — в 1999-м. Это второй полнометражный фильм Рефна. Перед нами «Истекающий кровью». И истекающий кровью герой Боднии — Лео. Копенгаген девяностых, все те же рваные куртки, избиения, бедность, салоны видеопроката. И изучение природы насилия. Только более детальное, на примере этого самого Лео.

Между первым и вторым «Дилером» пройдет около десяти лет. За это время выйдет еще один фильм Рефна — «Страх "Икс"» (2003). Это будет голливудский дебют датского режиссера, первая англоязычная картина: об охраннике торгового центра Гарри, у которого умирает жена. Точнее, ее убивают. Герой начинает расследование. Рефн хотел сделать этот фильм немым — паузы растянуты, герои немногословны. Все виснет в воздухе, оставляя под внутренним напряжением один на один Гарри с кроваво-красным миром полутеней и смыслов.

Через пять лет, в 2008-м, после премьеры заключительного третьего «Дилера» (2005), мы следим на огромном экране за усатым лицом и лысой головой Тома Харди. Перед нами Чарльз Бронсон — самый жестокий преступник Великобритании, социопат, не раз приговоренный к заточению в одиночной камере. Этот, на первый взгляд, сложный биографический фильм создан довольно смело — для роли заключенного Тому Харди придется набрать около 19-ти кило. Странно, что стоит только вспомнить сцену в психушке под композицию It’s a Sin. И смешно. Именно ироничные выпады делают эту жуткую историю черной комедией, в которой деготь все-таки смешивается с медом. «У меня отличное чувство юмора, поэтому я с легкостью придумываю шутки для своих фильмов», — говорит режиссер. Этот фильм сохраняет те же визуальные решения, даже свет на лысую голову Харди падает точно так же, как в самом начале «Дилера» свет ложится на лицо Миккельсена. В «Бронсоне» гораздо меньше разговоров. Они, как считал и считает Рефн, чаще всего не нужны:

Тишина — это так кинематографично! Мы постоянно разговариваем. Нам редко удается долгое время побыть в тишине, поэтому полное отсутствие звуков заставляет чувствовать себя неуютно. Но тишина невероятно подстегивает восприятие происходящего. Молчание — золото. Оно вовлекает зрителя в фильм так, как ничто другое.

К такому приему режиссер прибегнет еще не раз. В «Бронсоне» он лишь экспериментирует. И многие эксперименты ему удаются.

Более медитативной, артхаусной покажется картина с (опять-таки!) Мадсом Миккельсеном, только теперь одноглазым, «Вальгалла: Сага о викинге» (2009). Она пронизана скандинавскими мифами, отсылками к Джармушу и Тарковскому, библейскими мотивами, даже сложно представить и угадать, что сильнее повлияло на Рефна при создании истории. Этот фильм еще более немногословен, чем предыдущие. За все экранное время герои произносят сто с небольшим реплик. А Одноглазый и вовсе молчит. Его фигура центральная, она завораживает и очаровывает. Рефн создает всесильного героя-отшельника, который может только убивать и видеть будущее. Кстати, вставки с видениями Одноглазого каждый раз раскрашены красным цветом, перед нами странная цветокоррекция, психоделическая картинка. В этом кино не так важен сюжет, как образ, визуальная часть, в общем, все, что может повлиять на зрителя подсознательно. Завести его в некий транс, где одноглазый герой, то ли смахивающий на Одина, то ли на библейского персонажа, проводит его в ад, домой, к Вальгалле.
«Вальгалла: Сага о викинге» (2009)

«НО Я СЧИТАЮ, ЧТО СТРАХ ТВОРЧЕСТВУ ТОЛЬКО НА ПОЛЬЗУ».

Именно благодаря «Вальгалле» Рефн получает следующий фильм. Его выбирают как режиссера для наиболее знаменитой картины в фильмографии датчанина — «Драйв». И делает это сам Райан Гослинг, который утвержден на роль легендарного Водителя. Он видел историю про викингов, был в восторге, поэтому посоветовал продюсерам позвать именно скандинавского режиссера. Рефн из незатейливого понятного сюжета создает произведение искусства на всевозможных уровнях восприятия. Особенно на визуальном. Неоновый свет, бомбер со скорпионом, дешевая комната в отеле, автомастерская, драки, кровь. В этой истории достаточно всего — насилия, любви, смелости, «героя нашего времени», странности и магии. Рефн создает кино для всех, но именно авторское, поскольку приемы выдают режиссера сразу. Здесь герой Райана Гослинга практически не разговаривает. Нам он кажется странноватым, «не-от-мира-сего» персонажем, который отчаянно борется со злом, но мир при этом не спасает. Его миссия — наказать злодеев, чего бы это ни стоило. Рефн показывает нереального героя, это персонаж-вымысел, волшебный спаситель, супергерой, человек-загадка.

Я читал сказки братьев Гримм старшей дочери, поэтому хотел создать собственную сказку, действие которой происходило бы в Лос-Анджелесе.

Водитель — почти что мифический персонаж, сродни Джону Уэйну и Шейну из старых вестернов: мужчина в атласной куртке со скорпионом на спине, который защищает невинных от злодеев, жертвуя собой ради добра. Сказки универсальны. У культур всех стран мира есть подобные архетипы, например, самураи, ковбои.

Мы вообще ничего о нем не знаем и должны принимать таким, каким нам его преподносят в этой сказочной истории. Такая философия чем-то напоминает, удивительно, Энди Уорхола, который считал, что нужно принимать объект в том виде, в котором нам его подают. И вообще, от излишних чувств лучше отказаться. «У машин меньше бед. Я бы хотел быть машиной, а вы?», — говорил художник в интервью журналу Time за 50 лет до «Драйва». Но я вспомнила Уорхола неслучайно, с Рефном его объединяет еще и странная любовь к телевидению. Вот, что говорит об этом Рефн:

Но я думаю, что самым большим, что изменило мою жизнь, когда я переехал из Копенгагена в Америку, стало телевидение. В Копенгагене был только один канал, и его показывали с пяти утра до десяти вечера. Поэтому приехать в Америку и посмотреть телевизор таким, каким его изобрели, было навязчивой идеей. У меня был фетиш на телевизоры. Мне нравилось к ним прикасаться. Первое, что я делаю, когда прихожу к людям домой, это смотрю на их телевизор, включаю его. Сейчас это отчасти иронично, потому что [Каннский кинофестиваль], который является вершиной кинокультуры, теперь также показывает цифровые проекции. Итак, вы сидите в большом зале с людьми, одетыми в смокинги, и все смотрят гигантский телевизор.

И вот, снова на таком гигантском телевизоре мы смотрим фильм «Драйв». Сцена в лифте врезается в нашу память и остается, кажется, навсегда [1]:

В каждом фильме, что вы снимаете, должна быть сцена, которая будет сердцем, через нее «потечет» кровь в другой сцене. Она не всегда обязательно должна быть в начале фильма, она может быть в конце или в середине, но это то, что может сделать фильм более эффективным.

«Драйв» (2011)

«ТЕПЕРЬ ТЫ МОЖЕШЬ БЫТЬ БОЛЕЕ СМЕЛЫМ И АБСТРАКТНЫМ».

Спустя два года после того, как «Драйв» на Каннском фестивале в 2011 году возьмет приз за лучшую режиссуру, а Рефн продолжит, как многие ее называют, «неоновую трилогию» — в 2013-м выйдет «Только бог простит», а в 2016-м — «Неоновый демон». В этих картинах дойдут до пика те самые авторские приемы. Те же мотивы, неразговорчивость, резкость, стиль, дерзость. В каком-то смысле это делает фильмы похожими друг на друга стилистически, но вот смыслово становится проще находить отличия [2]:

После того, как я снял фильм, я пытаюсь стереть все воспоминания о нем. Все из-за фактора страха повторения или осознания того, что если это будет иметь успех, ты будешь добиваться этого успеха снова. Поэтому я постарался отбросить все мысли о том, что сработало. Следующий фильм — чистый холст. Это почти как если бы, снимая фильм, я говорил, что это, возможно, мой последний фильм.

Поэтому на фоне историй о гангстерах, заключенных, дилерах, фильм о женщине выделяется сильно. Жестокая сказка не лишена красоты, наготы, это симбиоз секса и смерти, где стиль намного важнее содержания. Рефн снимал ее, прислушиваясь к женщинам на площадке, они создавали историю вместе. Даже придумывали ту самую сцену в морге. А саму картину Рефн посвятил жене: «Она считает, что это мой лучший фильм».

«Я ПОШЛОСТЬ. Я СКАНДАЛ. Я СПЛЕТНИК. Я БУДУЩЕЕ. Я КОНТРКУЛЬТУРА. Я КОММЕРЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. Я ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОСОБЕННОСТЬ».

В 2022 году на Netflix выйдет новый проект Рефна — сериал «Ковбой из Копенгагена». Безмолвный, феерически сказочный, абсурдный и, как всегда, неоновый. И если многие ругали в 2019-м «Слишком стар, чтобы умереть молодым» за излишнюю медлительность, бессюжетность, то точно бы взяли свои слова обратно, увидев новую телевизионную историю Рефна. В первом сериале режиссер будто прощупывал почву, создав 12-часовой фильм, хотя мы и так заметили немало отсылок к Линчу. В Каннах режиссер даже заявил, что серии можно смотреть в любой последовательности. И хоть «Ковбой из Копенгагена» продолжает традицию Рефна, перед нами жестокая, яркая и странноватая картина, не только иллюстрирующая сказочно-преступный мир Дании, но и разоблачающая его. Будто Рефн проводил собственное расследование, чтобы понять, где зарождается зло, соединяя при этом криминальную драму, триллер, фэнтези с модными показами и клипами.

Не то чтобы мне нравится высмеивать моду — я здесь не за тем, чтобы критиковать фешн-индустрию. Но я считаю ее опьяняющей, полной блеска и ужасно вульгарной. Мне нравится, когда в моде есть абсурд и юмор.

Мода — это главный визуальный козырь, который может превратить любого человека в сказочное существо. Мода коварна, очаровательна и притягательна. Рефн не впервые с ней сталкивается. В одном из ранних интервью он как-то заявлял, что заработать только авторским кино невозможно. Поэтому никогда не пренебрегал съемками рекламы для Gucci, Hennessy, Prada, автомобилей Lincoln, создавая из обычного ролика визуальное искусство. Искусство образов, сказок, странных молчаний. Сколько бы не ругали датского режиссера за своеобразность — именно это отличает его от других, делает одновременно узнаваемым и недосягаемым, поскольку вряд ли он когда-либо сумеет изменить собственному стилю, который придумывал столько лет. И ни разу не предавая себя (дело тут или в нарциссизме, или абсолютной любви к кинематографу — неизвестно), Николас Виндинг Рефн никогда не переходит границы дозволенного, будто все-таки хочет быть понятым и услышанным зрителем. Пусть зрителю и придется сделать для этого некоторое усилие над собой [3]:

Как и все виды искусства, кино — средство массовой коммуникации, мощное, как оружие массового поражения. Разница лишь в том, что война разрушает, а кино вдохновляет.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
См. предыдущий источник
См. предыдущий источник
См. предыдущий источник
Made on
Tilda