В ПРОКАТЕ

МЕРТВЫЕ НЕ УМИРАЮТ: А ЭТО БЫЛО В СЦЕНАРИИ?

Новый фильм Джима Джармуша, комедийный зомби-хоррор «Мертвые не умирают», открыл 72-ой Каннский фестиваль. Мнения кинокритиков разделились: кто-то посчитал, что Джим исписался, кто-то просто порадовался, что режиссер смог повеселиться, собрав зомби-вечеринку со старыми друзьями. Некоторые сочли эту картину совсем не «джармушевской». С последним сложно согласиться: фильм в самом что ни на есть стиле режиссера.

Будучи фанатом вампиров, Джармуш практически не интересуется зомби тематикой – ему просто интересно было представить свою версию оживших мертвецов. Бюджет фильма минимален – актеры согласились сниматься «по старой дружбе». Билл Мюррей, Адам Драйвер, Тильда Суинтон, Стив Бушеми, Игги Поп, Том Уэйтс – в фильме мелькают уже знакомые лица, кочующие по киновселенным Джармуша. Джим и его команда знатно повеселились на съемках – об этом говорит даже не сюжет, а эпичный слом четвертой стены в финале картины. Такой ход вызвал много упреков– якобы Джим просто не знал, как закончить фильм. Сам Джармуш считает такой трюк забавным. Версия режиссера звучит убедительнее: финальный диалог про сценарий – апогей шокирующего абсурда. Стена, впрочем, шаталась еще в самом начале фильма – для тех, кто не видел этого столь явно, Джармуш решил раскрыть все карты в финале. Насмешка над зрителем здесь уместна – она не выбивается из концепции картины.

СЮЖЕТ

В небольшом американском городке Сентервилль с населением 738 человек начинают происходить странные вещи: день не сменяется ночью, домашние животные бегут от своих владельцев, часы останавливаются, а гаджеты выходят из строя. Городок и его атмосфера визуально напоминают светлую версию линчевского Твин Пикса за исключением мистики: полицейский участок, придорожное кафе, заправка, ферма. Не хватает разве что лесопилки. Спокойную и размеренную жизнь жителей городка нарушает восстание живых мертвецов, которое началось после смещения оси Земли. Предвестниками конца света выступают осатаневшие муравьи, которые в данном контексте олицетворяют вовсе не мертвецов, восставших из могил, а живых людей, заботящихся совсем не о тех проблемах.

Кровавых сцен не будет, за исключением одной, которую Джим доверил Игги Попу и Саре Драйвер – первым мертвецам, восставшим из своих могил. Зомби в фильме рассыпаются в прах. Режиссер объяснил такое решение весьма логично: «мы же высыхаем после смерти, откуда в зомби жидкость?»

Восставшие из мертвых не просто пожирают плоть, они требуют вай-фай, кофе или шардоне – все то, что им нравилось при жизни. В темный час мертвецы бродят, уткнувшись в экраны телефонов – здесь считывается ироничная насмешка над людскими пороками и обществом потребления. Джармуш затрагивает один важный вопрос, который скрывается под маской «комедии». Зомби – это не мертвецы, зомби – это живые люди, зомби – это мы с вами. И мы в ответе за то, что происходит с планетой. Природные катаклизмы происходят по вине человека: апокалипсис неизбежен. Как знать, может именно такой.

ОТСЫЛКИ

Джармуш в своей работе ориентировался на отца-основателя зомби культуры в кинематографе Джорджа Ромеро, который первым указал на то, что «зомби – это мы», а виной их появления являются последствия человеческих поступков. Отсылая к «Ночи живых мертвецов», Джармуш начинает фильм с крупных планов на кладбище, хипстеры из большого города разъезжают на винтажном понтиаке, а по радио крутится одна и та же песня.

В фильме можно заметить множество отсылок к поп-культуре: тот же понтиак, как у Ромеро, мотель в стиле «Психо», персонаж, которого называют то Фродо, то Бильбо Бэггинс. А уж шуток про «Звездные воины», в которых сыграл Адам Драйвер, хоть отбавляй. Кроме прочего можно заметить отсылки и к самому Джармушу: персонаж Игги Попа вполне мог бы быть тем самым героем из «Кофе и сигареты» – даже после смерти его так и тянет к кофейникам. Тильда (которую в фильме зовут Зельда) Суинтон с теми же длинными белыми волосами как в «Любовниках» пускай и выглядит как Ума Турман в «Убить Билла», тем не менее вполне могла быть той самой Евой из кино про вампиров. С персонажем Тома Уэйтса Джармуш, по его словам, ассоциирует самого себя. После слома четвертой стены отшельник Боб (Уэйтс) произносит заключительные слова, словно голосом самого Джармуша, который таким образом решил поставить заключительную точку. Билла Мюррея, который мог перекочевать из любого фильма Джармуша, после «Добро пожаловать в Зомбилэнд» увидеть уже в главной роли в фильме про зомби – приятный бонус.

ЮМОР

Отдельного внимания заслуживает юмор Джармуша – тонкий и размеренный. Некоторые панчлайны, пожалуй, даже несколько затянуты, но в целом не портят впечатление от просмотра. Под занавес хлипкая четвертая стена ломается, а сюжет доводится до абсурда. «А это было в сценарии?»

«Мертвые не умирают» не столько фильм про зомби, сколько зомби-фильм, такой же медлительный и рассыпающийся к финалу в прах. Картина не претендует на звание лучшего фильма режиссера, образцовой зомби историей ее тоже не назовешь. Напичканный клише и ироничными замечаниями, фильм сложно отнести к какому-либо киножанру. Ужасы – едва ли, комедия в классическом ее понимании – тоже сомнительно. Комедия в стиле Джармуша, которая однозначно заслуживает внимания – вот, пожалуй, самое подходящее описание.

Автор: Юлия Салихова

#reviews@cinetexts
#джармуш #зомби #мертвыенеумирают
Made on
Tilda