В ПРОКАТЕ

КУДА ТЫ ПРОПАЛА, БЕРНАДЕТТ?

На этой неделе в российский прокат вышел новый фильм Ричарда Линклейтера «Куда ты пропала, Бернадетт?» – экранизация одноименного романа Марии Семпл с Кейт Бланшетт в главной роли.

Регламент соблюден. Главное блюдо – слоеный пирог из семейных драм, конфликтов высокотехнологичного и «аналогового» образов жизни, художника и его окружения, социально необходимого и насущно желаемого – подано к столу. Точим ножи – аппетит приходит во время еды.

А нужно ли точить?

Смотришь фильм – и тебе все понятно. Дожидаешься финальных титров – тебе все понятно. Выходишь из зала – тебе всё еще всё понятно. Проходит время – и становится не понятно решительно ничего.

На первый взгляд картина – типичная мелодрама. В наличии – колоритные персонажи, (не заточенная до бритвенной остроты, но легко считываемая) сатира на современное общество, лучезарный хэппи-энд, который должен вдохновлять и выжимать скупую, но вполне заслуженную авторами слезу. И он выжимает, и он вдохновляет, но оставляет послевкусие – философское, экзистенциальное, поэтическое. Вопрос о правдоподобии задавать здесь как минимум странно – фильм с первых минут заявляет: «Я фильм! Фильм! Тут и закадровый голос есть. Ну, вы видите, все (нет, не все) по книге. Сейчас расскажу вам интересную историю, устраивайтесь поудобнее».

В основе сценария – сильный задел на триллер. Если бы не одно «но», и это «но» – интрига. Она есть в «детективном» подсюжете, отданном на откуп дочери и мужу главной героини, её нет в субъективном взгляде на ситуацию с точки зрения Бернадетт. Ведь не происходит трагических случайностей в жизни людей с такой безупречной стрижкой, чувством стиля и любовью к армейским походным жилетам.

Фильм (за счет стиля выстраивания повествования, тематических флэш-бэков, стилизованных под документальные сюжеты, но не благодаря авангардным визуальным решениям) вызывает тревожные чувства. Не стоит забывать об отношениях экрана и тела – так или иначе зритель примеряет на себя эмоции и переживания персонажей, за действиями которых наблюдает. Бернадетт неспокойно – вот и мы не находим себе места. Тревожность от тревожности, плоть от плоти. Браво, Кейт!

Оказывается, важно не «куда?», но «от чего?». Поиску ответов на последний вопрос и посвящен фильм.

Все течет, все изменяется и не стоит на месте. Пока Линклейтер готовится к 20-летнему долгострою – адаптации мюзикла Стивена Сондхайма «Мы едем, едем, едем» (Merrily We Roll Along), а Бланшетт планирует уходить на покой, дабы «кормить цыплят и читать Пруста», Бернадетт дрейфует среди вековых льдов Антарктиды в поисках вдохновения. Как и все мы – разве что в разных океанах.

Героиня не нашлась – её догнали. Она все еще бежит, однако теперь – не от себя и не в гордом одиночестве.

Автор: Лена Черезова

#news@cinetexts
#editor@cinetexts
#линклейтер #бланшетт #кудатыпропалабернадетт
Made on
Tilda