«Рим — открытый город» считают манифестом неореализма. Возможно, это не совсем так; принципы неореализма ярче отразились в последующих картинах автора, например в «Пайза», «Земля дрожит» или «Умберто Д. «, но, безусловно, лента Роберто Росселлини «Рим — открытый город» стала первым неореалистическим фильмом и была снята «по горячим следам» гитлеровцев по столице Италии.
Первые пять лет после войны стали периодом мощного развития неореализма. Наивысшего пика это направление достигло в 1948 году, когда одновременно сняли «Похитители велосипедов», «Земля дрожит», «Во имя закона», «Горький рис», «Без жалости».
Затем неореализму пришлось долго и самоотверженно бороться за свое существование — его пытались уничтожить с помощью цензуры, отказов в финансировании, подкупами и клеветой, травлей и угрозами отлучения от церкви верующих зрителей.
Несмотря на насильственную, целенаправленно разрушительную кампанию против неореализма, не стоит забывать и об объективных переменах, которые происходили в политике и в жизни страны. Они меняли общую атмосферу в Италии — именно в этой новой атмосфере и стали возможны такие нападки. Отчаяние, разочарование, разделение общества, усталость, которые охватили ее после «несбывшейся революции», изгнание коммунистов из правительства и многие другие факторы в совокупности не оставляли надежды на долгую перспективу существования неореализма в кино. Однако если трактовать причины «смерти» этого направления только объективными историческими обстоятельствами, как это делали некоторые специалисты, то финал неореализма выглядит предрешенным, а вся борьба за его существование — с самого начала обреченной на неудачу.
Но история не терпит сослагательного наклонения, поэтому трудно сказать, сколько лет бы жил неореализм, если бы его «не душили». Важно другое: влияние неореализма, как было упомянуто в начале, повлияло на работы многих режиссеров по всему миру, в частности, советских и российских. Например, Марк Донской гордился тем, что его называли «отцом неореализма». Он говорил, что некоторые критики даже обзывали его «прихвостнем неореализма», а он не обижался: считал это лестным для себя. Режиссер Александр Митта отмечал, что во ВГИКе неореализм стал для него «путеводной звездой, абсолютным приоритетом». Александр Велединский также признавался, что «испытал на себе влияние неореализма», причем сформировал его не какой-то конкретный режиссер, а неореализм как художественное направление в целом.