ВАЛЕРИЯ КАРПОВА | 6 ФЕВРАЛЯ 2020

ПРИРОЖДЕННЫЕ УБИЙЦЫ: ФИЛОСОФСКИЙ КОМИКС

Визуальные метафоры, гипнотическая атмосфера, сюрреалистический фарс и ультранасилие в фильме по сценарию Квентина Тарантино

ПРИРОЖДЕННЫЕ УБИЙЦЫ: ФИЛОСОФСКИЙ КОМИКС

ВАЛЕРИЯ КАРПОВА | 06.02.2020
Визуальные метафоры, гипнотическая атмосфера, сюрреалистический фарс и ультранасилие в фильме по сценарию Квентина Тарантино
ПРИРОЖДЕННЫЕ УБИЙЦЫ: ФИЛОСОФСКИЙ КОМИКС
ВАЛЕРИЯ КАРПОВА | 06.02.2020
Визуальные метафоры, гипнотическая атмосфера, сюрреалистический фарс и ультранасилие в фильме по сценарию Квентина Тарантино
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Оливер Стоун
Страна: США
Год: 1994


В 1994 году Квентин Тарантино написал сценарий для фильма Оливера Стоуна, который в последствии был значительным образом переработан. При этом, фирменный почерк мастера современного нуара все равно заметен в каждой сцене картины. Вообще, необычный визуальный ряд — первое, что бросается в глаза при просмотре «Прирожденных убийц», напоминающих оживший комикс.
ВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТАФОРЫ
С первых кадров привлекает внимание тенденция к изменению углов съемки. Камера словно кружит вблизи объектов в причудливом танце, создавая своеобразный гипнотический эффект. Эпизоды с раздавленным скорпионом или шипящей змеей придают происходящему на экране сюрреалистическое настроение, которое подчеркивается кадрами, выполненными в графической манере. В связи с этим появляются ассоциации с творчеством Луича Бюнуэля и его культовым «Андалузским псом». Одновременно, периодически используемая псевдодокументальная съемка добавляет сюжету реалистичности. И вот уже готов безумный коктейль из психоделических фантазий и жестокой, приправленной литрами крови, но вполне жизненной истории.

Использование визуальных эффектов в фильме связано с внутренним состоянием главных героев. Так, например, внезапное обилие зеленого цвета предвещает грядущее помутнение рассудка Микки и новое изощренное убийство. Таким вестником выступает лаймовый пирог в самом начале истории или яркая неоновая вывеска аптеки в сцене, приведшей к аресту главных героев.

Любопытен, также, эпизод, разворачивающийся в мотеле. Здесь за окном вместо привычного пригородного пейзажа появляется нарезка документальных кадров, в которых можно разглядеть вперемешку марширующих военных, Гитлера, Сталина, горы трупов, но одновременно с ними — распускающийся цветок, щебечущих птиц и грациозных лошадей. Помимо очевидного намека на все тот же сюрреализм, эта сцена первой в фильме дает зрителю почву для размышлений о неразрывности сосуществования жизни и смерти, добра и зла. И только ближе к финалу данная тема будет обличена в слова, высказанные главным героем.
УБИВАЯ СВОИХ ЛЮБИМЫХ
Эта цитата Чака Паланика из «Колыбельной» как нельзя лучше описывает отношение окружающих к зверствам Мелори и Микки. Их ужасающее равнодушие друг к другу поражает с первой же сцены драки в баре. Каждого из главных героев волнует только собственная жизнь, а их действия часто вызывают даже восхищение и, возможно, зависть к отчаянной смелости у второстепенных персонажей. Так, журналистка, ведущая репортаж с места очередных кровавых событий, не скрывает восторженности убийцами, с придыханием рассуждает о мужественности Микки и о величии его огромного пистолета (привет, Фрейд!). А корреспондент новостей, на протяжении фильма охотящийся за сенсацией, к финалу проникается откровенной симпатией к современным Бонни и Клайду и, оказавшись в центре безумной бойни, даже говорит о том, что еще никогда прежде не чувствовал себя настолько живым. При обращении к всеобщему очарованию убийцами, создается впечатление, что лишь страх перед законом и осуждением социума удерживает большинство людей от насилия.
ТРАГЕДИЯ МЕЛОРИ
Сцена воспоминаний главной героини о ее жизни до встречи с Микки выполнена в типичной стилистике ситкома с картонными декорациями и натужным закадровым смехом. Этот подчеркнутый фарс говорит о том, что до знакомства с любимым Мелори жила фальшивой и абсурдной жизнью. Чем омерзительнее и похабнее происходящее в эти моменты в кадре, тем громче аплодисменты и гипертрофированный восторг условных зрителей за кадром. При этом, именно предыстория Мелори особенно важна, так как она дает понимание мотивации всех ее дальнейших поступков. Психика девушки была сильно искалечена домашним насилием сексуального характера, пережитым в детстве и абсолютным равнодушием матери к творящимся в доме ужасам. Именно ненавистью и многолетней жаждой мести было спровоцировано первое убийство сладкой парочки. Тогда Мелори казалось, что Микки, убивая ее родителей, хочет защитить ее и избавить от мучений. Но, как окажется после, мотивы героя были куда более сложными и неочевидными, о чем он сам подробно расскажет в своем интервью из тюремной камеры.

Проблема секса стоит для героини крайне остро. Из-за нагромождения комплексов она нуждается в постоянном подтверждении своей сексуальности, но при этом не может удовлетворить эту потребность из-за серьезной психологической травмы, нанесенной отцом. Спонтанная близость секс с любым другим мужчиной кроме возлюбленного Микки пробуждает в ней мучительные воспоминания, и она снова и снова решает проблему убийством, в очередной раз символично расправляясь с отцом в лице очередного любовника.

Позже, находясь в одиночной камере, Мелори разбивает голову до крови о решетку в двери, словно пытаясь наказать саму себя за многочисленные зверства. Она убеждает себя в том, что изначально родилась плохой и жестокой, отрицая очевидное влияние отца на становление ее личности. Так до конца и не проработав тяжелую детскую травму, героиня утопает в ненависти к себе, но уже, кажется, не способна начать новую жизнь и быть нормальным членом общества.
КРОВАВАЯ РОМАНТИКА
Несмотря на стиль жизни Микки и Мелори, их отношения остаются предельно романтичными. Романтика эта преимущественно извращена и жестока, но при этом, представляется искренней и довольно органичной. Чего стоит хотя бы сцена их импровизированной свадьбы на мосту с клятвой на крови, обещанием никого не убивать в день их бракосочетания и лиричной мыслью о том, что они будут теперь жить во всех океанах, когда капли их крови падают в реку.

Убивая изначально ради обоюдного удовольствия, развлечения, адреналина и, наконец, всемирной славы, вскоре отношение героев к их образу жизни становится диаметрально противоположным. Микки начинает избавляться от случайных знакомых просто так, по инерции и часто даже ради шутки. Мелори же неожиданно понимает, что необоснованные убийства не приносят ей радости, а напротив, огорчают и подчеркивают аморальность их рутины.
ФИЛОСОФИЯ СЕРИЙНОГО УБИЙЦЫ
В сцене интервью Микки в тюрьме сюрреалистичный комикс внезапно превращается в кропотливое исследование философии жизни и смерти. Потрясающий монолог героя производит неизгладимое впечатление и на журналистов и, конечно, на зрителей фильма. Наконец, становится понятна природа его жестокости. Как у любого серийного маньяка, у него находится масса высокопарных слов и высокого смысла для оправдания своих действий.

«Волк не знает, что он волк» — таким образом Микки объясняет то, что создан убивать, что он прирожденный убийца. По его словам, в каждом человеке живет демон, а потому и убивает он именно этих демонов, а не человека; уничтожает ничтожество и производит удобрение для природы, продолжает и ускоряет круговорот жизни и смерти. Микки считает себя представителем другого вида, эволюционировавшим человеком. Его убийства чисты и продиктованы любовью, а грязными их делает только страх обывателей.
В финале, устав от искалеченной судьбы, Мелори обращается к мужу с предложением умереть, чтобы обрести настоящую свободу. Но вместо этого герои решают завязать с криминальным прошлым и превращаются в тех самых отвратительных обывателей, максимально похожих на родителей Мелори. Чего и следовало ожидать: бесконечные убийства были попыткой уйти от личностной сути и пагубного воспитания, но попытка эта в итоге успехом не увенчалась.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda