Как в фильме, события которого охватывают несколько десятилетий, можно создать у зрителя ощущение хода времени? Ну, помимо чередования ключевых эпизодов повествования, разумеется. Довольно рискованный, но зачастую оправданный шаг — прибегнуть к смене актеров, тем самым наглядно демонстрируя смену возраста персонажей. Однако использование данного метода вряд ли будет разумным, если приглашенные на главные роли актеры играют ключевую роль в основном замысле и замене не подлежат. И что же остаётся делать в таком случае? Пожалуй, необходимо обратиться к гримерам и костюмерам, для которых внешние трансформации — обычное дело, а разнообразие костюмов позволит подчеркнуть изменения в жизни персонажей. И в «Наполеоне» визуальная проработка образов героев, безусловно, вызывает восхищение. Не каждый день зрителю предоставляется шанс увидеть на большом экране то, что в обычное время красуется на луврских полотнах. И точность к мельчайшим деталям вышивки на консульском жакете удивляет с той же поразительной силой, как и его владелец, социальная неловкость которого одинакова и в первые годы существования Первой Французской республики, и в последние месяцы перед падением Первой империи. Довольно глупо упрекать исторических персонажей в отсутствии личностного роста, они — лишь отголоски некогда принятых настоящими людьми решений, знание о которых дошло до современности, да и в целом характер человека вовсе не всегда претерпевает изменения в течение жизни. Вот только «Наполеон» Скотта не позиционируется как исторический фильм. И зрителю довольно сложно поверить, что человек, некогда дрожащий от страха, подбираясь к вражеским пушкам в Тулоне, с таким же эмоциональным отчаянием лично бросится под мушкеты уже при Ватерлоо. И это все тот же самый человек, что сумел объединить против себя все сильнейшие европейские государства того времени. Персонажи уже не отголоски, а карикатуры. Герои фильма не обязаны вызывать симпатию у зрителя, но, если оказываются в эпицентре демонстрируемой истории, то должны хотя бы попытаться удержать интерес смотрящего. Если сюжет фильма охватывает несколько десятилетий, полных самых ярчайших событий, спровоцированных как минимум нетривиальными людьми, достаточно странно превращать их в набор характерных стереотипов. Зритель требует зрелищ. Сцены баталий, даты которых запечатлены в памяти со времен школьной скамьи, не удержат от желания посмотреть на часы, если сцены «мира» так и останутся в рамках вынужденного проговаривания вслух исторических фактов.