геннадий гусев | 23 МАРТА 2020

ОБНАЖЕННАЯ: ГЛУХОТА

Попытка выбраться из пучины бессмысленности на берег сознательного существования, хромая, споря и предаваясь витиеватым размышлениям

ОБНАЖЕННАЯ: ГЛУХОТА

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 23.03.2020
Попытка выбраться из пучины бессмысленности на берег сознательного существования, хромая, споря и предаваясь витиеватым размышлениям
ОБНАЖЕННАЯ: ГЛУХОТА
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 23.03.2020
Попытка выбраться из пучины бессмысленности на берег сознательного существования, хромая, споря и предаваясь витиеватым размышлениям
- Само наличие добра даёт процветать злу.
Из фильма «Обнажённая»
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Майк Ли
Страна: Великобритания
Год: 1993


Герои фильма Майка Ли «Обнажённая» перманентно силятся выбраться из пучины бессмысленности на берег сознательного существования. Хромая, споря и предаваясь витиеватым размышлениям, они пытаются придать своей жизни смысл. У одних это происходит случайным образом, у других является логическим продолжением их образа мыслей и действий. К числу последних принадлежит Джонни — обаятельный циник и уличный философ, великолепно сыгранный Дэвидом Тьюлисом.

Будущий Римус Люпин из франшизы о Гарри Поттере удивительно правдоподобно изображает диаметрально противоположные архетипы: из отчаявшегося романтика он в мгновение ока превращается в саркастического прагматика, из ортодоксального нигилиста — в преисполненного веры человека, из раздираемого внутренними противоречиями мужчины — в умиротворенного самоироничного путешественника. Главный герой картины — лакмусовая индикаторная бумага, по которой можно определить кислотно-щелочной баланс мира, то есть степень «нормальности» общества.

Но на фоне чудаковатого долговязого Джонни персонажи, которых он встречает на своём пути, кажутся маргиналами, люмпенами или сумасшедшими. Они все бегут от ада, а дорога в рай для них заказана. И охраняющий пустоту (в прямом смысле этого слова) добродушный охранник Брайан, и страдающий синдромом Туретта шотландский паренёк Арчи, и невезучая наркоманка Софи, и высокомерный Джереми вынуждены плыть по течению жизни, сопротивляясь ее бурному течению, изредка обращая взор на мелькающий вдали берег.
Лента соткана из метафор и недосказанности. Смешное в ней смешивается с грустным, а интерьеры зданий, убранство комнат и открытые пространства улиц свидетельствуют о внутреннем мире Джонни и его знакомых — они сами не понимают, что ищут. Какой-либо упорядоченности в их жизнях не наблюдается. За бесконечными заискиваниями Джонни, за его неумением или нежеланием вести конструктивный диалог виднеется стремление мужчины к хаосу.

Энтропия проявляется в постоянных склоках между главными героями, в оглушительной глухоте, которую проявляет Джонни по отношению ко всем своим собеседникам, а те — к нему, а также в сценах секса: грязных, жёстких, отталкивающих. Обаятельный протагонист странствует по ночному Лондону, открывая всё новые и новые пороки: гнев, зависть, жестокость, вожделение, гордыню и так далее. Постепенно саморазрушаясь, обнажая хрупкие, озлобленные тотальным непониманием души, хромая и спотыкаясь, персонажи, тем не менее, идут вперёд. На дороге — множество препятствий, позади — история долгой и продолжительной болезни под названием «жизнь».

Мир отнюдь не однополярный. Джонни понимает это лучше других. Удивительно, но за маской несносного циника можно разглядеть настоящего поэта, человека тонкой натуры. По высказываемым протагонистом соображениям есть шанс распознать добросердечного мужчину, чуть ли не альтруиста и романтика. Как ни странно, но в этом смысле он отдаленно напоминает героев Чака Паланика и Данилу Багрова. Те тоже творили зло, но мечтали о всеобщих мире и понимании. Мальчишеское упрямство и живой, подвижный ум не дают Джонни «вылечиться» — превратиться в среднестатистического человека, пять дней в неделю, с девяти утра до шести вечера пропадающего на работе и заботящегося о своей семье.
Как сказал американский эссеист и сатирик Генри Луис Менкен, любовь — это триумфальная победа воображения над разумом. В этом, пожалуй, и состоит главный внутренний конфликт персонажа. Он жаждет покоя и любви, но в силу своей природы вынужден скитаться от одного неблагополучного дома к другому, но постоянно анализирует мир вокруг себя и себя в этом мире. Печальная одиссея ведёт его в никуда, но в данном конкретном случае важнее не финальная точка пути, но сам процесс.

И пусть окружающая город беспросветная тоска и ярко выраженное отсутствие смысла в жизнях его обитателей не смущают зрителя — яростное, но не всегда видимое невооруженному глазу сражение хаоса и порядка, любви и ненависти идёт по всем фронтам.

Но единой истины нет. Джонни пытается доказать, что действующие в социуме догмы не имеют практической ценности. Разрушая или пытаясь разрушить правила, по которым живут миллионы, он — осознанно или неосознанно — облачается в божественные одежды. Но в мире, где нет справедливости, не может быть ни бога, ни честного и неподкупного царя. Персонаж Тьюлиса бежит не только от окружающих его снобов, гедонистов, страдальцев, меланхоликов и садистов, но и от самого себя.
Важную роль в сюжете играет Джереми (Грегг Краттуэлл). Он является своеобразным антиподом главного героя. Если Джонни хоть как-то пытается преобразовать свою негативную энергию в позитивную (что, конечно, получается у него далеко не всегда), то богатый и безнравственный Джереми и не пытается сдержать себя — он представляет собой человека, который ни в чём себя не ограничивает, занимаясь поисками всё новых и новых наслаждений. Но что из этого лучше: жить единственно ради себя, не замечая интересы окружающих, или сквозь боль и отчаяние пробираться к правде — не абсолютной, но всё же лечащей и успокаивающей? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но в конечном итоге именно эту борьбу противоположностей мы и называем жизнью.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda