Несмотря на саму идею образа дороги и роуд-муви, главный герой Майкл не меняется и остается статичным, хотя и пережившим путешествие. Это отражено в кольцевой композиции, где и в завязке картины, и в ее финале, Майкл лежит на шоссе в штате Айдахо; его красноречивый недуг — нарколепсия, из-за которой герой засыпает в те моменты, когда ему нужно действовать и принимать решения; противоположностью ему выступает Скотт, который преображается после совершенного путешествия — женится, получает наследство, становится богатым и респектабельным человеком, прекращает общение с Майклом. «Мой личный штат Айдахо» перекликается с романом «В дороге» короля битников Джека Керуака. В книге, помимо проходящего красной нитью мотива дороги, как буквальной, так и ментальной, также отсутствует изменение героя, но есть мотив течения жизни и разного жизненного опыта, полученного персонажами. Дорога, по Керуаку, уводит человека от символической смерти в быту и работе, и олицетворяет свободу. Для Майкла Уотерса дорога — замкнутый круг вокруг его личного штата Айдахо, из которого он не может вырваться.
Судьба и образ жизни Майкла невольно рифмуется с тем, что случилось с исполнителем его роли Ривером Фениксом, даже кажется закономерным продолжением: как и Майкл, он тоже попал в зависимость, только наркотическую, и не смог от нее избавиться — в отличие от Джима Кэрролла из «Дневников баскетболиста», которого Фениксу оказалось не суждено сыграть. Зато своей смертью Ривер невольно открыл дорогу Леонардо Ди Каприо, который заменил его не только на съемках «Дневника баскетболиста», но и в «Полном затмении». Из-за этого в Лос-Анджелесе ходит легенда о том, что Феникс словно стал крестным отцом для Ди Каприо и воплотился после смерти в его образе и ролях. Не в последнюю очередь отмечалось внешнее и харизматическое сходство двух актеров.