АЛЬБИНА АХАТОВА | 9 ФЕВРАЛЯ 2021

МОЙ ЛИЧНЫЙ ШТАТ АЙДАХО: МНОЖЕСТВО ДОРОГ

Перевернутое наизнанку роуд-муви в квир-фильме Гаса Ван Сента о невозможности преодоления травмы

МОЙ ЛИЧНЫЙ ШТАТ АЙДАХО: МНОЖЕСТВО ДОРОГ

АЛЬБИНА АХАТОВА | 09.02.2021
Перевернутое наизнанку роуд-муви в квир-фильме Гаса Ван Сента о невозможности преодоления травмы
МОЙ ЛИЧНЫЙ ШТАТ АЙДАХО: МНОЖЕСТВО ДОРОГ
АЛЬБИНА АХАТОВА | 09.02.2021
Перевернутое наизнанку роуд-муви в квир-фильме Гаса Ван Сента о невозможности преодоления травмы
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Образ дороги, как одна из вечных тем искусства, осмыслен всеми его видами, в том числе и самым молодым — кинематографом. Однако именно здесь жанр роуд-муви теряется и размывается в определении и характеристиках, так как зачастую даже сами киноведы не знают, как их обозначить. Профессор английского языка и кинематографии в Университете Пенсильвании и автор книги The Global Road Movie Тимоти Корриган отмечает, что роуд-муви представляет собой смешение разных жанров — включая комедию, драму и даже вестерны — вдобавок к буквальной фокусировке на дороге. По мнению Вальтера Мозера, преподавателя факультета искусств Университета Оттавы, роуд-муви стремится уйти от оседлости и привычности классических жанров, использовать современные веяния культуры, непредвиденные обстоятельства.

Важно отметить, что противопоставление привычному и строго выверенному — ни что иное как противостояние Голливуду с его четким следованием формулам успешного кино и сценария. Роуд-муви — один из популярных и востребованных жанров в малобюджетном и независимом кино, которое обращается к ограниченным, табуированным и сложным темам. Поэтому своего расцвета фильмы о дороге достигают в 80-ые годы, когда консервативные политики многих стран зажимали общество в рамки — Маргарет Тэтчер в Великобритании, партия Христианско-демократического призыва в Нидерландах, победа консервативной партии на федеральных выборах в Канаде, Рональд Рейган в Америке, формирование консервативного правительства Норвегии. Логичным ответом на это стал бунт, в кинематографе перетекший в появление новой «квир» волны. Одним из первых эталонных и культовых фильмов, сочетающим роуд-муви и квир-мотивы, считается драма Гаса Ван Сента «Мой личный штат Айдахо» с Ривером Фениксом и Киану Ривзом в главных ролях.
Несмотря на наличие поездки в фильме, к жанру роуд-муви его отнести сложно: у ленты нет ярко выраженной жанровой принадлежности, путешествие занимает в ней меньше половины хронометража и не является ее главным элементом. Более того, как отмечал американский кинокритик Роджер Эберт, главное достоинство «Моего личного штата Айдахо» заключается в отсутствии механических остановок и заданных траекторий, в отличие от любого приличного голливудского фильма. При этом рассматривать «Мой личный штат Айдахо» как роуд-муви интересно, потому что режиссер Гас Ван Сент переворачивает с ног на голову сложившуюся за многие столетия идею.

Главные герои фильма, Майкл Уотерс и Скотт Фэйвор, отправляются в путешествие на поиски матери Майкла Уотерса, постоянно присутствующей в его размытых детских воспоминаниях. Майкл — антисоциальный и маргинальный молодой человек, гомосексуал. Скотт родился в приличной и богатой семье, однако работает хастлером исключительно из-за бунта, объявленного отцу. За полтора с небольшим часа герои оказываются в Айдахо, Риме и итальянской глубинке, а потом возвращаются домой в Портленд. Исполнение роли Майкла Уотерса закрепило за молодым актером Ривером Фениксом статус секс-символа и звезды; «Мой личный штат Айдахо» одним из первых обратился к положительному изображению героя-гея; фильм также называют эталонным роуд-муви наряду с «Тельмой и Луизой» Ридли Скотта, «Вне закона» Джима Джармуша и «Пустошами» Терренса Малика.

Образ дороги приобрел двусмысленную коннотацию еще с античных времен, когда Гомер и Вергилий написали, соответственно, «Одиссею» и «Энеиду». В древнегреческих поэмах образ дороги показывался не только физическим передвижением из точки, А в точку Б, но и подразумевал изменения, которые путешествие накладывает на персонажей. Концепция «путешествия героя», разработанная американским исследователем по сравнительной мифологии Джозефом Джоном Кэмпбеллом, закрепила понимание путешествия как трансформации. Жанр роуд-муви в кино — это и буквальное, и метафорическое путешествие героя, довольно очевидный образ и шаблон для сценария, нетрудный для разгадывания.
Несмотря на саму идею образа дороги и роуд-муви, главный герой Майкл не меняется и остается статичным, хотя и пережившим путешествие. Это отражено в кольцевой композиции, где и в завязке картины, и в ее финале, Майкл лежит на шоссе в штате Айдахо; его красноречивый недуг — нарколепсия, из-за которой герой засыпает в те моменты, когда ему нужно действовать и принимать решения; противоположностью ему выступает Скотт, который преображается после совершенного путешествия — женится, получает наследство, становится богатым и респектабельным человеком, прекращает общение с Майклом. «Мой личный штат Айдахо» перекликается с романом «В дороге» короля битников Джека Керуака. В книге, помимо проходящего красной нитью мотива дороги, как буквальной, так и ментальной, также отсутствует изменение героя, но есть мотив течения жизни и разного жизненного опыта, полученного персонажами. Дорога, по Керуаку, уводит человека от символической смерти в быту и работе, и олицетворяет свободу. Для Майкла Уотерса дорога — замкнутый круг вокруг его личного штата Айдахо, из которого он не может вырваться.

Судьба и образ жизни Майкла невольно рифмуется с тем, что случилось с исполнителем его роли Ривером Фениксом, даже кажется закономерным продолжением: как и Майкл, он тоже попал в зависимость, только наркотическую, и не смог от нее избавиться — в отличие от Джима Кэрролла из «Дневников баскетболиста», которого Фениксу оказалось не суждено сыграть. Зато своей смертью Ривер невольно открыл дорогу Леонардо Ди Каприо, который заменил его не только на съемках «Дневника баскетболиста», но и в «Полном затмении». Из-за этого в Лос-Анджелесе ходит легенда о том, что Феникс словно стал крестным отцом для Ди Каприо и воплотился после смерти в его образе и ролях. Не в последнюю очередь отмечалось внешнее и харизматическое сходство двух актеров.
Итак, Майкл ходит по кругу, в котором не находит ни себя, ни мать — таким становится его путь. Детскую травму потери он пытается восполнить по-разному: оральной компенсацией курением, запрещенными веществами и платоническими чувствами к Скотту. Таким образом, «Мой личный штат Айдахо» содержит черты и бадди-муви. Учитывая сексуальную ориентацию главного героя Майкла Уотерса, такое утверждение может отдавать циничностью и издевкой, однако он так и не вступает в сексуальную связь со своим попутчиком и другом, ведь тот испытывает к нему исключительно броманс-чувства. Их отношения включают душевные разговоры, эмоциональную вовлеченность и заботу, однако заканчиваются печально — как раз потому, что Скотт пользуется полученными в путешествии уроками и эволюционирует как человек и герой, в отличие от Майкла.

Майкл не находит свою мать, которая на экране появляется только в его воспоминаниях. Так и не случившаяся «встреча с богиней», каковой для Майкла является его мать, не позволяет ему пройти трансформацию — он остается в его личном штате Айдахо с детскими воспоминаниями, который он не в состоянии покинуть, даже будучи взрослым и «попробовав много дорог в своей жизни».

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda