АЛЬБИНА АХАТОВА | 19 АВГУСТА 2021

МОЙ ДРУГ ИВАН ЛАПШИН: ДОКУМЕНТАЛКА О КОММУНАЛКЕ И МАЛЕНЬКОМ ГОРОДКЕ

Камерность пространств, разбитые старые деревянные домики и беспристрастность в фильме-дегероизации 1930-х

МОЙ ДРУГ ИВАН ЛАПШИН: ДОКУМЕНТАЛКА О КОММУНАЛКЕ И МАЛЕНЬКОМ ГОРОДКЕ

АЛЬБИНА АХАТОВА | 19.08.2021
Камерность пространств, разбитые старые деревянные домики и беспристрастность в фильме-дегероизации 1930-х
МОЙ ДРУГ ИВАН ЛАПШИН: ДОКУМЕНТАЛКА О КОММУНАЛКЕ И МАЛЕНЬКОМ ГОРОДКЕ
АЛЬБИНА АХАТОВА | 19.08.2021
Камерность пространств, разбитые старые деревянные домики и беспристрастность в фильме-дегероизации 1930-х
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссеры: Алексей Герман
Страна: СССР
Год: 1984

Один из последних фильмов эпохи перестройки, «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа, вызвал неоднозначную реакцию. Режиссер Кира Муратова назвала киноленту единственной от Германа, который она может смотреть, а ее коллеги Элем Климов и Андрей Смирнов, будучи в ссоре, на первом просмотре фильма заявили, что «смотреть его невозможно». Это не говоря уже об упреках за дегероизацию эпохи 1930-х — что странно во время политики гласности. Попробуем разобраться, что же такого сложного и фрустрирующего даже режиссеров в этом фильме.
Начальник уголовного розыска города Унчанска, Иван Лапшин, ловит преступную банду Соловьева, убивающую людей. Пожалуй, одним предложением можно описать основную сюжетную линию… И тут же обозначить ее второстепенной, ведь в фильме в большом и подробном количестве присутствуют зарисовки из повседневной жизни коммуналки, маленького городка и работы сыщиков, которые куда важнее поимки банды.

Наверное, за это Элем Климов и Андрей Смирнов назвали фильм «броуновским движением», потому что эти будничные этюды не столько связаны между собой и работают на развитие сюжета, сколько на раскрытие персонажей, быта и атмосферы: пантомима про итальянского летчика в самом начале и в исполнении очень похожего на Чарли Чаплина персонажа, розыгрыши жителя коммуналки и работника уголовного розыска Василия Окошкина и его постоянные препирательства с хозяйкой квартиры Патрикеевной, любовный треугольник Лапшина, его друга Ханина и местной актрисы Адашевой. «Ивана Лапшина», как и все другие фильмы Германа, отличает все от прочих внимание второстепенное.
Про фильм говорили, что показанные в ней 30-е годы слишком мрачны с точки зрения быта и условий жизни, однако будет правильнее сказать, что Герман просто показал реальность не через ужасные разоблачающие факты сталинской политики тех лет, а со стороны обычной повседневности — может быть, даже в какой-то степени додуманной, ведь режиссер сам был в это время ребенком, точно таким же, который за кадром вспоминает об Иване Лапшине и детстве в общежитии. Ведь «Мой друг Иван Лапшин» выглядит как документалка о жизни коммуналки в маленьком городке. Этому способствует камерность пространств, разбитые старые деревянные домики, беспристрастность и операторские приемы, которых в фильме каких угодно на выбор: ручная камера, длинный кадр, субъективная камера. Вступление даже похоже на современные любительские видео, где снимающий комментирует за кадром. В этом плане фильм предвосхищает развитие любительского операторского искусства.

Мужские персонажи не слишком отличаются друг от друга: четверо НКВД-шников во главе с Андреем Мироновым, играющим приезжего журналиста, и ребенок — рассказчик за кадром, который стал невольным свидетелем событий. Женские образы являют разнообразие: за интеллигенцию — актриса Наташа Адашова в исполнении Нины Руслановой, влюбленная в профессию и трагически безответно в Ханина, за низший класс — проститутка Катя, которая отправится за свой образ жизни в лагерь, за ушедшую империалистическую Россию — старая хозяйка квартиры Патрикеевна. Разыгрываемые диалоги между героями, может быть, и не разобрали на цитаты, как большинство советских фильмов, однако они не менее искрометные и жизненные, раскрывающие своих персонажей и эпоху.
«Мой друг Иван Лапшин», в первую очередь, про описательность и статичность. Кино — динамическое искусство, предполагающее развитие и движение по традиционным сценарным структурам, а их отсутствие осложняет просмотр. Поэтому фильм Германа больше про что-то изучающее и наблюдающее, то, что смотрит внутрь своего героя, а не ведет его по пути.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda