После «Послания...» я прочувствовал на себе смысл фразы «автор умер», ведь я в эту фразу не закладывал тех смыслов, о которых мне всегда говорят зрители. Я их до этого совсем не видел, но это оказалось здорово, когда можешь посмотреть свою работу чужими глазами. Но я точно могу сказать, что все мои фильмы про кино. Мне кажется, что это честно. Ты не пытаешься сделать вид, что тебя не существует, и что ты не пыхтишь в микрофон, а заявляешь, мол, да, я есть и все то, что случается, случается по причине кино. Ведь я оказался в этом монастыре из-за кино, и Андрей поднялся на башню в конкретную минуту, и спас там голубя, которому он был нужен в ту самую минуту, только благодаря кино.
Ты говоришь о том, что тебе интересна метафоричность и саморефлексия самой киноматерии в документальных работах. А как ты относишься к документалистике, где антропологический взгляд, как кажется, доминирует над художественностью? И считаешь ли ты заслуженным, когда программу «Послания к человеку» называют составленной в первую очередь с точки зрения антропологической оптики.
В этом году программа «Послания…» довольно экспериментальна. Мне было очень хорошо на «Послании…», это прекрасная возможность увидеть свое кино на большом экране. А сказать, какой взгляд в кино преобладает очень сложно, так как камера очень жестко обращается с человеком и неминуемо пригвождает героя к фону. Кто-то старается избегать этой добавочной социальщины и уходит в документальную анимацию, которая позволяет автору убрать из кадра все лишнее. Для меня же история и герой всегда первостепенны, а элементы саморефлексии служат, скорее, способом эту историю рассказать. Ведь я тоже существую в кадре как персонаж.
А есть ли разница в создании кино про человека и про пространство? Это ведь разные вещи? Я знакома с тремя твоими проектами. Один рассказывает о жителях Брайтон-Бич, другой — о сносе сначала исторических зданий, а потом и современных, связанных с историей твоей семьи. А в последнем твоем фильме человек фактурнее места.
Да, это фильм про человека. Но он начинает работать только от контраста человека и места. Но этот контраст многосложный, ведь при всей, казалось бы, инородности Андрея в монастырских декорациях, он становится важной частью этого большого механизма. Без Андрея невозможны рутина и ритуалы не только храма, но и города, который просыпается под его звон. Со своей перемежающейся идентичностью Андрей оказался предельно уместен в монастыре. В этом как раз был интерес — попытаться нащупать контраст между тем, как Андрей оттеняет монастырь, а монастырь оттеняет его.
Вот завтра поеду в Рыбацкое на последний день съемок «Кирпичей». Героем стал Владимир 65 лет, который жил недалеко от метро Рыбацкое в деревне, которую постепенно, как и все деревни в Рыбацком, сносят под новостройки. Так вышло, что его дом стоял последним перед линией новостроек, и у него было время, чтобы завести хобби — он собрал коллекцию из 15 тысяч кирпичей, оставшихся от снесенных домов. Я начал снимать его 3 года назад, а сейчас у Владимира, наконец, выкупили дом и он начал переезжать со всеми кирпичами. Я все это снимал. Я впервые работал с таким человеком, как Владимир — он харизматичный, постоянно дает интервью региональному телевидению, водит экскурсии по своему музею и знает, что и когда нужно сказать. Такие персонажи редко хороши для документалистов, поскольку они умеют показывать себя в выгодном ракурсе.
Это позволило мне иначе взглянуть на отношения между режиссером и
героем. Он говорил мне, куда мы сейчас пойдем, какой сюжет мы будем
снимать. Мы шли, снимали, и в фильме я старался показать свою ведомость, где она была, и показать, где ее не было. Дом уже снесли, а фильм находится в монтаже.