В 1920-е годы режиссер и теоретик Лев Кулешов провел ряд экспериментов, которые полностью перевернули понимание киноискусства. Например, Кулешов пришел к выводу, что определенная последовательность кадров создает, а главное — меняет смысл в голове зрителя. Эксперимент, который получил название «Эффект Кулешова», представлял склейку кадров в установленном порядке. Для этого Кулешов отснял крупным планом актера Ивана Мозжухина с нейтральным выражением лица, разрезал этот кадр на две части, а между ними поочередно вставлял кадр-ситуацию. Результат эксперимента продемонстрировал, как средний кадр меняет трактовку всей серии. Несмотря на неизменное выражение лица на первом и третьем кадре, в совокупности со вторым у зрителя возникали различные ассоциации: тарелка супа — голод, девочка в гробу — скорбь, женщина — вожделение.
На этом вклад Кулешова в развитие кино не ограничивается. Ему также принадлежит концепция «географический эксперимент» — создание иллюзии действия в одной локации при склейке кадров из разных мест.
Другой советский режиссер Сергей Эйзенштейн сформировал пять основополагающих приемов монтажа в кино: метрический, ритмический, интеллектуальный, тональный и обертонный. Эти принципы использовали не только последователи советской школы кино (хотя, например, Андрей Тарковский был с ними не согласен), но и западные кинематографисты. Монтаж аттракционов Эйзенштейна активно используют в современных блокбастерах, а метрический монтаж можно наблюдать в культовой сцене убийства в душе в фильме «Психо».
В 1964 году британец Альфред Хичкок модернизировал «Эффект Кулешова». Вместо идентичных планов с лицом мужчины, последним он поставил кадр-реакцию с улыбкой. Так выглядела склейка: лицо, ситуация, реакция. Как и у его предшественника, в ходе эксперимента менялся только средний кадр-ситуация. Хичкок показал, как одна и та же улыбка может иметь разную трактовку в зависимости от обстоятельств: при виде матери с ребенком улыбка носит добродушный характер, а девушка в открытом купальнике превращает ту же самую улыбку в похотливую.
Эти эксперименты открыли перед кино новые двери. С помощью монтажа стало возможным не просто соединять разные сцены фильма, но делать повествование единым. В глобальном смысле монтаж позволил понимать кино без слов.