Принц Аситака, эдакий «благородный дикарь» Руссо, с первых кадров показан не только доблестным воином, но в первую очередь миротворцем. Когда на его родное селение нападает проклятый вепрь, принц сначала пытается договориться с ним и избежать конфликта, и лишь потом, когда столкновение неизбежно, убивает разгневанного кабана. Однако ненависть так легко не исчезает из мира, и герой сам оказывается проклят. Как Уильям Блейк в «Мертвеце» Джима Джармуша, заранее обречённый на смерть, Аситака отправляется в путешествие. Но если у американского режиссёра путь в мир иной меланхоличен и бесцелен, а растущий градус насилия не оправдан самообороной, то герой Миядзаки преисполнен желания исправить несправедливость, он убивает людей только тогда, когда те нападают на него, и всегда старается защитить слабую сторону. Это характеризует отношение к смерти на Западе и Востоке: в Японии даже умирающий выполнит свой долг перед окружающими (смотрите «Жить» Акиры Куросавы).
В то же время Сан, принцесса Мононоке, выращенная волками девочка-Маугли — образец непримиримой борьбы с человечеством, смерти она даже не боится. Во всех анимациях Миядзаки мы обнаруживаем запоминающихся и очаровательных женских персонажей, но здесь их образы столь выразительны, что перерастают в архетипические. Вот он — настоящий звериный оскал борьбы за всё хорошее против всего плохого. Куда там кисейным барышням Диснея с их инфантильными песенками. Волчья принцесса не станет сюсюкаться с птичками, а мещанскому быту в окружении семи гномов предпочтет келью в горном утесе. Даже единственный поцелуй — и тот, чтобы передать зажеванную пищу раненому. Короче говоря, Сан и горящую избу на скаку остановит, но её противница, госпожа Эбоси, не менее интересна. Основательница плавильни для создания ружей — местная Мать Тереза и борец за свободу, она единственная берёт под опеку всех униженных и оскорбленных (в том числе, бывших наложниц и проституированных женщин), пытается построить маленький индустриальный рай в надежде защитить своих людей от власти императора и его самураев. Здесь, как на любой войне, на каждого агрессора найдётся свой агрессор покрупнее.